/ / / / Подходы в правовом регулировании технологий с искусственным интеллектом

Подходы в правовом регулировании технологий с искусственным интеллектом (Сакомская Г.С.)

САКОМСКАЯ Г.С.,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Сегодня цифровые технологии с элементами искусственного интеллекта изменяют окружающий мир, постепенно интегрируются в экономику, рынок труда, другие сферы, тем самым влияют на жизнь каждого человека. Недостаточно цифровые технологии с искусственным интеллектом рассматривать только как техническое направление. Применение таких технологий создает предпосылки для выработки новых подходов в управлении ими со стороны государства с учетом интересов всего общества. Таким образом, отношения, возникающие в связи с созданием, внедрением, использованием технологий с искусственным интеллектом, затрагивая все сферы деятельности, очевидно, требуют правового регулирования.

«Эпоха новых технологий – в том случае, если ее развитие будет направляться с чуткостью и ответственностью – станет началом нового культурного возрождения, которое позволит нам ощутить себя частью единого целого: истинно глобальной цивилизации» [1, с. 14].

Активное использование цифровых технологий способствовало привлечению особого внимания ученых, правоведов, практиков к вопросам их правового регулирования. В частности, проблемам правового регулирования технологий с искусственным интеллектом (далее – ИИ) посвящены работы И.В.Понкина, А.И.Редькиной, М.А.Рожковой, И.А.Филиповой и др.

Общепризнанного определения понятия «искусственный интеллект» в настоящее время не существует. Отдельными государствами с целью регулирования и устранения возникших пробелов постепенно принимаются программные документы и законы. А.В.Чигилейчик в статье «Робототехника и системы искусственного интеллекта – субъекты или объекты гражданских прав?» отмечает, что первым законом в сфере робототехники и искусственного интеллекта явился принятый в 2008 г. в Корее Закон «О развитии и распространении умных роботов» («Intelligent robots development and distribution promotion»). Программные правовые документы разработаны также в США: Национальная робототехническая инициатива «National Robotics Initiative» (2011), Дорожная карта развития робототехники (Roadmap for US Robotics) (2011), в Японии: «Новая стратегия роботов. Японская стратегия роботов: обзор, стратегия, план действий» (2015), в КНР: План развития технологий искусственного интеллекта (2017) и др. [2, с. 116]. В целях обеспечения ускоренного развития ИИ в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.

Вопросы цифровой трансформации поднимаются в ряде документов стратегического планирования нашего государства. Например, с учетом Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 гг., одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 03 ноября 2015 № 26), и в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики до 2025 г. принята Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг. Данный документ направлен на внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества. Кроме того, Декретом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» резидентам Парка высоких технологий предоставлено право на осуществление в установленном порядке деятельности в сфере искусственного интеллекта, создания систем беспилотного управления транспортными средствами. Впервые с целью обеспечения защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных принят Закон Республики Беларусь «О защите персональных данных». Несмотря на постепенное совершенствование законодательства в сфере цифровых технологий, информатизации, вопросам создания, внедрения, использования технологий с ИИ уделено недостаточно внимания.

Изучение различных источников позволяет выявить общие проблемы в вопросах правового регулирования технологий с ИИ:

  • отсутствие единых подходов в определении понятия «искусственный интеллект», определении его признаков при активном внедрении технологий с искусственным интеллектом в повседневную жизнь;
  • недостаточная изученность проблемы взаимоотношений ИИ и человека;
  • отсутствие правовых регуляторов, позволяющих четко определить границы использования и применения технологий с ИИ;
  • уязвимость технологий с искусственным интеллектом, вызванная возможными рисками, которые не всегда возможно определить, и т.д.

Предлагаются различные подходы правового регулирования отношений, связанных с ИИ. Например, И.А.Филипова отмечает два основных подхода к правовому регулированию ИИ [3, с. 84–85]:

  • юридический или легалистский (legalistic approach), суть которого состоит в том, чтобы исходить из существующей правовой системы и формулировать перечни проблемных вопросов, возникающих из-за использования роботов и связанных с ответственностью, конфиденциальностью, кибербезопасностью;
  • технологический предусматривает «движение» от технологических изменений: появления беспилотников, роботов – личных помощников, экзоскелетов и т.д., определяя вторичность права.

И.В.Понкин и А.И.Редькина указывают на то, что исследователи не пришли пока к консенсусу относительно того, какого характера должно быть правовое регулирование ИИ: 1) упреждающее универсально-тотальное либо 2) направленное на регламентацию конкретных создаваемых систем искусственного интеллекта, в особенности – с учетом того, что эта область постоянно развивается, и невозможно абсолютно точно знать, к чему приведет это развитие через некоторое время [4, с. 99].

Многие юристы настаивают на том, чтобы не торопиться с созданием специальных правовых норм в отношении ИИ, но это вызывает негативную реакцию некоторых экономистов, так как, по их мнению, юридическая неопределенность оказывает неблагоприятное воздействие на инвестиции, а сбалансированное нормативное регулирование может способствовать инновациям [3, с. 86].

Использование технологий с ИИ можно рассматривать с позиций различных отраслей права: конституционного, уголовного, трудового, права социальной обеспечения и т.д. Например, с позиции трудового права использование технологий влияет на уровень трудоустройства, условия труда, занятость, так как многие профессии подвержены риску автоматизации, необходимы новые нормативные требования к нестандартным условиям работы, инвестиции в обучение населения и упреждающая кадровая политика. С позиции права социального обеспечения внедрение технологии с ИИ направлено на улучшение качества и условий социального обслуживания и оказания социальных услуг. Очевидно, что внедрение технологий с ИИ затрагивает все сферы жизнедеятельности и требует совершенствования правового регулирования многих отраслей права.

Особое внимание должно быть уделено совершенствованию гражданско-правового регулирования в отношении ИИ и интеграции технологий с ИИ в гражданский оборот. Дискуссию среди ученых вызывает вопрос придания ИИ (технологиям с ИИ) статуса объекта и/или субъекта гражданских прав. В настоящее время нет никаких сомнений, что технологии с ИИ – это объект гражданских прав. Следует согласиться с мнением М.А.Рожковой, что на современном этапе говорить об ИИ как самостоятельном, критически мыслящем субъекте явно преждевременно – сегодня ИИ как технология, основанная на математических вычислениях, не способна к многофакторному анализу ситуации, в том числе на основе морально-этических принципов, интуитивному и эмоциональному восприятию, критической оценке вводной информации [5, с. 138].

Очевидно, что правовое обеспечение технологий с искусственным интеллектом должно развиваться последовательно. Целесообразно на начальном этапе провести оценку действующих в настоящее время в Республике Беларусь правовых норм, которые могут определять правовой режим (статус) технологий с искусственным интеллектом с целью корректировки и изменения законодательства. При этом подходы к правовому регулированию существенно будут зависеть от того, что следует понимать под искусственным интеллектом и какими способностями он обладает. Для этого необходима разработка единых терминов и определений в области искусственного интеллекта посредством стандартизации и сертификации создания таких технологий, что позволит обеспечить объективное подтверждение соответствия систем установленным требованиям в области функциональности и безопасности для государства, общества и окружающей среды в целом.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шваб, К. Технологии четвертой промышленной революции : [перевод с английского] / Клаус Шваб, Николас Дэвис. – Москва : Эксмо, 2021. – 321 с.
  2. Чигилейчик, А. В. Робототехника и системы искусственного интеллекта – субъекты или объекты гражданских прав? / А. В. Чигилейчик // Актуальные проблемы гражданского права. – 2020. – № 1 (15). – С. 114–128.
  3. Филипова, И. А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: регулирование в России, иностранные исследования и практика / И. А. Филипова // Государство и право. – 2018. – № 9. – С. 79–88.
  4. Понкин, И. В. Искусственный интеллект с точки зрения права / И. В. Понкин, А. И. Редькина // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2018. – Т. 22. – № 1. – С. 91–109.
  5. Юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика: закономерности и тенденции развития : сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 2 / Гродн. гос. ун-т : гл. ред. С. Е. Чебуранова ; редкол.: А. М. Вартанян [и др.]. – Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2020. – 194 с.

Материал подписан в печать 22.09.2021