/ / / / Нормотворчество в цифровом формате как эволюционный этап развития электронного государства

Нормотворчество в цифровом формате как эволюционный этап развития электронного государства (Мательский А.Ф.)

Norm-making in digital format as an evolutionary stage of electronic state development

МАТЕЛЬСКИЙ А.Ф.,
директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь

В статье освещаются актуальное состояние и перспективы развития цифровизации нормотворческой деятельности в Республике Беларусь. Представлены работы по созданию автоматизированной информационной системы по обеспечению нормотворческого процесса, введение в эксплуатацию которой запланировано в июле 2022 года. Вносятся и обосновываются предложения относительно возможностей и ограничений использования в нормотворчестве современных информационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта.

The article highlights the current state and prospects for the development of digitalization of norm-making activity in the Republic of Belarus, carried out by the National Center of Legal Information of the Republic of Belarus as an organization authorized by the Head of the State to coordinate the processes of digitalization of norm-making. There is presented the work on the creation of an automated information system to ensure the norm-making process, putting into operation of which is planned for July 2022. There are made and substantiated the proposals regarding the possibilities and restrictions of using modern information technologies, including artificial intelligence technology, in norm-making.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении нескольких десятилетий мы являемся очевидцами формирования новой цифровой реальности. В ней трансформируются государственно-управленческая и экономическая деятельность, многие социальные институты и регуляторы. «Внедрение компьютеров и Интернета в повседневную жизнь привело к технологическому взрыву в сфере совершенствования технического обеспечения жизнедеятельности личности, общества и человечества в целом» [1, с. 163].

Стремительность цифровых преобразований общественного и государственного укладов уже мало кого удивляет. Элементы цифровой реальности все больше и больше становятся неотъемлемыми помощниками в нашей повседневности. Вчерашние мечты сегодня стали реальностью, порождая новые еще более смелые ожидания и запросы человечества. Очевидно, что в ближайшие десятилетия одним из наиболее важных и определяющих факторов общественного развития будут служить квантовые технологии, технологии Big Data, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, робототехника и киберфизические системы.

Республика Беларусь, отвечая на объективные потребности общества, одна из первых на постсоветском пространстве стала внедрять цифровые инновации в экономический и правовой базис государства. В нашей стране разрабатываются и внедряются основанные на использовании информационных технологий новые подходы в системах разработки и реализации управленческих решений. Активно развивается информационное законодательство, которое представлено комплексным массивом нормативных правовых актов. Значимая роль отводится новейшим инструментам электронного правительства, последовательно проводится работа по автоматизации административных процедур, делая их более открытыми и комфортными для населения и бизнеса. Работа по внедрению и совершенствованию мер, обеспечивающих открытость публичного управления, проводится практически всеми органами государства с учетом их отраслевой и функциональной специфики.

Воплощаются передовые программно-технологические и организационные решения в правовой сфере. Создаются условия для функционирования электронного судопроизводства и нотариата. Совершенствуются единые автоматизированные информационные системы судов общей юрисдикции, следственных органов. Прорабатываются вопросы о переводе производства уголовных дел в цифровой формат. На уровне кодексов закреплены возможности применения технических средств при проведении судебных заседаний, следственных действий с использованием систем видеоконференцсвязи.

Отдельным важнейшим направлением цифровизации правовой сферы государства является цифровизация процессов нормотворчества. На реализацию данных процессов в Республике Беларусь возлагаются достаточно серьезные ожидания. Внедрение достижений информационных технологий позволит существенно повысить эффективность взаимодействия нормотворческих органов, сократить сроки разработки и согласования актов, сократить затраты государственных органов на документооборот и обеспечить надлежащую оптимизацию протекающих в стране нормотворческих процессов. В совокупности это будет способствовать разработке эффективных правовых норм, соответствующих текущему состоянию общественных отношений и обеспечивающих их стабильное регулирование в будущем.

В связи с изложенным актуальным является представление принимаемых в Республике Беларусь мер по цифровизации нормотворчества, осмысление направлений его дальнейшего развития и перспектив внедрения самых передовых технологий, включая технологии искусственного интеллекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Термин «цифровизация» означает использование высокоскоростных каналов связи, основанных на применении бинарного (двоичного) кода передачи информации [2, c. 44]. «Цифровизация обеспечивает непрерывное управление данными об объектах на протяжении всего их жизненного цикла, включая автоматический сбор, накопление, изменение и анализ информации, а также генерацию подобных данных» [3, c. 170].

Применительно к нормотворческой деятельности цифровизация означает переход к электронному документообороту в процессе создания нормативного правового акта, но только этими изменениями не исчерпывается. В перспективе рассматривается исключение человека из конкретных функций в рамках нормотворческого процесса посредством их автоматизации и электронизации [4, c. 83]. При этом внедрение цифровых технологий в нормотворчество может развиваться на основе двух подходов: «от модели» (формирование нормативных правовых актов на основе цифровых моделей) и «от бумаги» (трансформация классического бумажного законодательства в правила, пригодные одновременно для использования как человеком, так и машиной) [5, с. 45–46].

«В настоящее время представляется очевидной необходимость цифровизации правотворческого процесса и правотворчества в целом, но в то же время видится важным поиск баланса возможности и доступности, продуктивности и качества, своевременности и безопасности, унификации и сохранения собственной культурной идентичности, пределов внедрения данных технологий и др.» [6, c. 456]. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что позитивная динамика в комплексной цифровизации нормотворческой деятельности возможна лишь в контексте системной правовой политики. Такая политика должна предусматривать к тому же меры по обеспечению защиты правовой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования и блокирования, а также от иных неправомерных действий. Именно такими признаками характеризуется государственная правовая политика Республики Беларусь, в том числе в сфере регулирования общественных отношений по работе с правовой информацией.

Переходя к непосредственному рассмотрению вопросов цифровизации нормотворчества в Беларуси, отметим, что драйвером качественных преобразований нормотворческой деятельности в нашей стране стал Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», который задал юридические рамки использования современных технических средств в нормотворчестве. В нем четко закреплены возможности применения электронного документооборота при подготовке проектов нормативных правовых актов. В свою очередь, введению в Закон указанных норм поспособствовал полученный в течение двух с половиной лет положительный опыт эксплуатации разработанной Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ, Центр) автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (далее – АИС НРПА). АИС НРПА позволила перевести в цифровую среду процесс прохождения финальных стадий нормотворческой деятельности (обязательной юридической экспертизы, включения нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА) и его официального опубликования).

Положения о цифровизации нормотворческой деятельности и применении информационных технологий на всех стадиях подготовки и принятия (издания) нормативных правовых актов получили свое закрепление в Указе Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 «О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности» (далее – Указ № 415).

Среди ряда новелл, направленных на совершенствование процедуры нормотворчества, Указ № 415 предписал:

  • обеспечить цифровизацию нормотворческой деятельности и широкое применение информационных технологий на всех стадиях подготовки и принятия (издания) нормативных правовых актов;
  • наделить НЦПИ функцией координатора проводимых процессов цифровизации нормотворчества.

Непосредственно перевод нормотворческой деятельности в цифровую среду взаимодействия предусматривается осуществить в два этапа.

На первом этапе с 1 апреля 2021 г. представление проектов правовых актов Главы государства, законов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь на согласование в государственные органы (организации), в том числе подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, для проведения обязательной юридической и иных экспертиз, а также внесение в Совет Министров Республики Беларусь для их визирования или подписания осуществляется посредством АИС НРПА (подп. 4.1 п. 4 Указа № 415).

На втором этапе с 1 июля 2022 г. нормотворческая деятельность государственных органов (организаций) в полном объеме будет осуществляться посредством использования новой автоматизированной информационной системы по обеспечению нормотворческого процесса (далее – АИС «Нормотворчество») (подп. 4.2 п. 4 Указа № 415).

Внедрение подобной системы предполагает проведение масштабного комплекса научно-аналитических, организационно-правовых, программно-технологических и технических мероприятий по переносу нормотворческого процесса с бумажной на цифровую основу реализации. Отметим, что установленные Указом № 415 весьма сжатые сроки выполнения работ свидетельствуют о наличии хорошего задела, который имел НЦПИ к моменту принятия данного нормативного правового акта.

Образованный в 1997 году НЦПИ с начала своего создания сопровождает процессы активной трансформации правовой сферы, целенаправленно и последовательно развивая процессы правовой информатизации. Фактически создание Центра послужило отправной точкой развития автоматизированной системы доступа к правовой информации в нашей стране.

Первоначально в рамках научных процессов познания новой для государства сферы НЦПИ была разработана соответствующая модель будущей государственной системы правовой информации (далее – ГСПИ), направленной на обеспечение доступности правовой информации для всех заинтересованных.

Воплощение задуманного осуществлялось последовательно через разработку и развитие совокупности государственных информационно-правовых ресурсов (далее – ГИПР) и информационных технологий, которые и сегодня обеспечивают реализацию задач по аккумулированию массива национального законодательства, поддержанию его в актуальном состоянии и распространению правовой информации. Параллельно разрабатывались и принимались законодательные акты, регулирующие различные аспекты функционирования ГСПИ (статус и роль ГИПР, баз и банков данных, порядок взаимодействия государственных органов и организаций с НЦПИ по вопросам сбора правовых актов (иных документов), порядок распространения (предоставления) правовой информации и иное).

На основе внедрения инновационных решений был создан электронный свод правовых актов, тем самым обеспечена их систематизация и приведение в контрольное состояние. НЦПИ разработаны уникальные информационно-правовые ресурсы и технологии централизованного сбора, хранения, обработки, актуализации правовой информации и официального опубликования нормативных правовых актов. Выстроена система распространения и предоставления официальной, полной и актуальной правовой информации для разных категорий ее получателей, в том числе в сети Интернет: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, Детский правовой сайт, сайт «Правовой форум Беларуси», сайт информационно-поисковой системы «ЭТАЛОН-ONLINE» и ее мобильные приложения для операционных систем IOS и Android.

Как результат, сегодня функционирует высокотехнологичная система – ГСПИ, являющаяся неотъемлемым элементом правовой системы Беларуси. Эта система с использованием инновационных цифровых технологий, организационной и ресурсной инфраструктуры реализует конституционное право граждан на доступ к правовой информации и решает задачи по:

  • аккумулированию, учету, систематизации, хранению и актуализации правовых актов;
  • доведению различных видов правовой информации до государственных органов, организаций и граждан;
  • формированию правовой культуры населения, а также содействию в правильном понимании и единообразном применении законодательства.

В этой связи абсолютно справедливо утверждение ученых, что ГСПИ в Беларуси воплощает самостоятельный сегмент электронного правительства, который отвечает за правовую коммуникацию по вопросам полноценного обмена правовой информацией между государством, обществом, бизнесом и гражданами нашей страны [7, c. 12].

Технологические процессы по учету, обработке, актуализации, хранению нормативной и иной правовой информации долгое время выполнялись исключительно силами Центра, который обеспечивал функционирование ГСПИ, самостоятельно разрабатывал, поддерживал и развивал ее программно-технологическую основу.

Успешное функционирование ГСПИ, обеспечивающей эффективную правовую коммуникацию между государственными органами и организациями, в сочетании с развитием сетевых технологий и общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры позволило НЦПИ приступить к внедрению моделей коммуникации более высокого уровня, направленных на цифровизацию самих процессов нормотворчества с максимально допустимой их автоматизацией.

Эти процессы относятся к распространенной тенденции и важнейшим направлениям информационно-коммуникационного обеспечения нормотворческой деятельности в зарубежных странах. В мировой практике существуют примеры автоматизированных информационных систем подготовки проектов правовых актов, которые используются на различных стадиях нормотворческой деятельности. Например, автоматизированные системы подготовки правовых актов, созданные в Австрии (E-Recht) [8], Литве (Информационная система правовых актов Канцелярии Сейма Литовской Республики) [9] и Эстонии (Информационная система подготовки проектов правовых актов (EIS)) [10], обладают широким спектром функциональных возможностей, необходимых для нормотворческой деятельности. Данные системы включают ряд подсистем, направленных на регулирование стадий нормотворческой деятельности, тем самым обеспечивая внутреннюю коммуникацию между нормотворческими органами. Также существуют подсистемы, направленные на установление внешних коммуникаций посредством общественного обсуждения проектов правовых актов, созданы платформы для отправки электронных правотворческих инициатив, электронных петиций и обращений.

1 января 2016 г. в Республике Беларусь внедрена в промышленную эксплуатацию разработанная Центром АИС НРПА. В рамках этой системы технология работы с правовой информацией была вынесена на рабочие места специалистов государственных органов и организаций, участвующих в проведении обязательной юридической экспертизы ведомственных нормативных актов, нормативных актов местных органов власти и технических нормативных правовых актов с обеспечением дальнейшего движения по цифровому маршруту правовых актов в НЦПИ для их включения в НРПА и официального опубликования.

Постоянное функциональное развитие АИС НРПА позволило в настоящее время перевести в цифровой формат работу с проектами законодательных актов и постановлений Правительства, в том числе их согласование с заинтересованными государственными органами, проведение в необходимых случаях криминологической и юридической экспертиз, внесение в Правительство, а также работу с проектами актов в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь.

Таким образом, сегодня АИС НРПА является цифровой инфраструктурой, с помощью которой осуществляются многие стадии нормотворческого процесса. Система обеспечивает электронное взаимодействие более 6300 пользователей из 360 государственных органов и организаций, включая районные и областные исполнительные комитеты и Советы депутатов, республиканские органы государственного управления, Научно-практический центр Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Аппарат Совета Министров Республики Беларусь. В 2020 году из 9971 нормативного правового акта, зарегистрированного в НРПА, 7763 (78 %) прошли через АИС НРПА.

Достигнутые результаты стали весомым аргументом в принятии решения о полном переходе нормотворческого процесса Беларуси в цифровой формат взаимодействия. Центр с января 2020 года приступил к реализации научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по трансформации АИС НРПА в общегосударственную систему подготовки и принятия нормативных правовых актов – АИС «Нормотворчество». Работы будут завершены в декабре текущего года.

Разработка АИС «Нормотворчество» позволит на основе единой платформы объединить все нормотворческие органы и все стадии нормотворческого процесса, включая подготовку текста проекта с использованием необходимых шаблонов, программных средств, ГИПР. Эта система оптимизирует согласование, проведение обязательной юридической экспертизы, лингвистический контроль проекта внутри государственного органа – разработчика проекта. В единую цепочку будут объединены процессы согласования проекта с заинтересованными государственными органами, направления проекта для публичного обсуждения на сайт «Правовой форум Беларуси» и получения результатов такого обсуждения. АИС «Нормотворчество» расширяет возможности доработки проекта после этапов согласования и публичного обсуждения, направления проекта на обязательную юридическую экспертизу. Одновременно предусматривается внесение проекта в соответствующий нормотворческий орган, его представление на подпись уполномоченному должностному лицу нормотворческого органа и подписание. Завершает эту линию направление правовых актов в НЦПИ для включения в НРПА и официального опубликования.

В системе планируется автоматизировать механизмы контроля за языковыми и терминологическими требованиями, а также требованиями нормотворческой техники. Такие элементы машинного интеллекта позволят осуществлять подготовку первичного проекта правового акта даже специалисту, не обладающему большими знаниями и навыками в сфере юридической деятельности. Данная система призвана обеспечить полный и транспарентный цикл подготовки актов законодательства, кардинально сократить переписку между государственными органами и, как следствие, ускорить нормотворческий процесс. Построение единого непрерывного цикла создания, обработки и распространения правовой информации с обратной связью и подключенными информационными ресурсами будет способствовать достижению комплексности правового регулирования.

При всех неоспоримых преимуществах данной системы она глобально не изменяет устоявшиеся протоколы взаимодействия. Эта система – скорее яркий пример эволюционных преобразований, когда количество внедренных в классические алгоритмы нормотворчества цифровых новаций явилось импульсом для их трансформации на качественно новый уровень программно-технологического сопровождения процессов.

Сегодня очевидно, что потенциал информационных технологий во много раз выше реализуемых на практике решений. В то же время «создание АИС «Нормотворчество» является необходимым и важным этапом для дальнейшего внедрения (изучения возможности внедрения) более совершенных технологий, которые не только уменьшат количество рутинных операций пользователей системы, но и позволят реализовать мощную аналитическую машинную поддержку всех стадий нормотворчества» [11].

Постоянное усложнение общественных отношений, их ускоряющаяся динамика ставят перед теоретиками и практиками задачи по обеспечению системности, согласованности и непротиворечивости законодательства в условиях цифровой реальности. На повестке дня цифровизации – моделирование последствий введения в действие наиболее важных законодательных актов, обнаружение пробелов в правовом регулировании. Дополнительно к этому возможно выявление дефектов и дисбалансов правового регулирования, устаревших норм в законодательном массиве, которые негативно влияют на развитие государства и общества.

В ответ на современные потребности важно задуматься об интеграции в нормотворческий процесс систем искусственного интеллекта. В числе инноваций – технологии Big Data (процессы хранения и администрирования сверхбольших объемов информации), искусственные нейронные сети, механизмы формирования и использования машиночитаемых норм, способы создания цифрового нормативного языка – это лишь основные достижения цифровизации, которые могут быть апробируемы в нормотворчестве.

Вопрос о возможности применения искусственного интеллекта в нормотворческой деятельности неоднократно поднимался в Республике Беларусь [11; 12]. «Искусственный интеллект – это некоторая искусственная (компьютерная) система, имитирующая интеллект человека в части его способности осуществлять различные информационные процессы, совокупно называемые мышлением» [13, c. 31].

По утверждению отдельных экспертов, «всего через двадцать лет из-за развивающихся информационных технологий и искусственного интеллекта отпадет необходимость в управлении человеком автомашинами и самолетами, юристы останутся без работы, поскольку все спорные правовые вопросы компьютер станет обрабатывать в сотни раз быстрее и точнее» [14, c. 95]. Уже сегодня искусственному интеллекту по силам «выявлять дефекты нормативных предписаний, а также обеспечивать унификацию легальной юридической терминологии» [15, c. 44]. Он способен решать стандартизированные юридические задачи, производить обработку и анализ информации.

Возможно, в будущем системам искусственного интеллекта станет посильным проведение экспертизы законопроектов [16]. Этим технологиям также будут делегированы задачи определения правовых актов и отдельных норм, подлежащих признанию утратившими силу.

В самой близкой перспективе сфера приложения искусственного интеллекта в Республике Беларусь ограничивается отдельными этапами нормотворческого процесса. Возможен такой тренд использования данной технологии, как разработка программно-технологических блоков, обслуживающих и решающих конкретный набор задач в рамках конкретных стадий нормотворческого процесса:

1) на стадии планирования и выявления общественного запроса при формировании новых и корректировки действующих правовых норм технологии искусственного интеллекта могут обеспечить аналитическую обработку больших объемов данных (правоприменительных актов, судебной, прокурорской и иной практики; обращений граждан и юридических лиц; результатов обсуждения правовых проблем на специализированных ресурсах удаленной юридической помощи, в социальных сетях);

2) на стадии подготовки текста проекта нормативного правового акта искусственный интеллект может содействовать экспертам путем автоматизированного формирования, создания формы (корпуса) разрабатываемого акта, в том числе на основе анализа действующих актов; отслеживания правильности применяемой терминологии; обобщения информации от специалистов по поводу нормативного регулирования конкретной и смежных областей;

3) на стадии проведения обязательных экспертиз, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов на искусственный интеллект могут возлагаться задачи по обобщению и систематизации необходимой информации, выявлению сопутствующих рисков.

Современное состояние нормотворческой сферы позволяет использовать искусственный интеллект как средство, способное значительно облегчить и упростить работу человека, аккумулировать результаты его деятельности. С помощью информационно-коммуникационных технологий совершенствуется механизм взаимодействия участников нормотворческого процесса, снижаются многочисленные затраты [17, c. 108]. Но это не означает, что искусственный интеллект может и должен подменять естественный интеллект и компетентных специалистов. Окончательное решение в обеспечении качества нормативных предписаний должно оставаться прерогативой человека. Поэтому важной видится задача сертификации технологий искусственного интеллекта, что гарантирует безопасность их применения.

Несомненно, цифровизация повышает эффективность работы государственных органов. Применение цифровых технологий позволяет преодолевать разного рода механические ошибки и погрешности, которые может допустить человек. Становится реальной минимизация субъективизма нормотворческой деятельности, тем самым достигается качественно новый скачок в ней. В то же время необходимо учитывать, что цифровизация способна ограничивать творческую составляющую правотворчества ввиду возможностей формализации и стандартизации данного процесса. Одно из препятствий для интеграции искусственного интеллекта в данную сферу состоит в ограниченных возможностях существующих языков программирования. Сегодня они «не позволяют сравнивать между собой условно нормы контракта с нормами закона, тексты закона между собой (имеется в виду содержательная их сторона). В этой точке возникают сомнения о возможностях искусственного интеллекта в сопоставлении правовых предписаний с прогнозами и социальными моделями воздействия норм права на общественные отношения» [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что в настоящее время в Республике Беларусь созданы все необходимые нормативные, технические и организационные предпосылки для широкого внедрения цифровых технологий в нормотворчество. Создана АИС НРПА, которая обеспечивает автоматизацию отдельных стадий нормотворческого процесса. Цифровизация открывает новые возможности для усовершенствования нормотворческой деятельности, значительно облегчает и ускоряет процесс подготовки законопроектов, позволяет достигать высокого уровня лаконичности, согласованности, непротиворечивости и беспробельности нормативного материала. Основным направлением цифровизации нормотворчества в нашей стране является создание и внедрение в деятельность государственных органов АИС «Нормотворчество» как единой цифровой среды для работы с законодательством.

Цифровизация нормотворчества представляется важной позитивной составляющей электронного государства. Она делает процесс разработки нормативных правовых актов более эффективным и понятным для граждан. Вместе с тем переход к цифровому формату нормотворчества сопряжен с решением проблем, включая:

  • развитие методов и алгоритмов, позволяющих производить математическую формализацию текстов нормативных правовых актов и в том числе представлять такие акты в виде набора логических формул;
  • определение возможностей использования технологий Big Data при стратегическом планировании нормотворчества;
  • трансформацию классических правил, приемов и процедур юридической техники, рассчитанных на бумажное нормотворчество;
  • разработку машиночитаемого права;
  • интеграцию в нормотворчество инновационных прорывных технологий искусственного интеллекта и создание передовых моделей правового регулирования этих технологий;
  • оценку рисков и угроз, порождаемых новыми технологиями, а также определение пределов допустимого внедрения указанных технологий в нормотворческую деятельность;
  • разграничение сфер деятельности естественного и искусственного интеллекта.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Головкин, Р. Б. «Цифровые права» и «цифровое право» в механизмах цифровизации экономики и государственного управления / Р. Б. Головкин, О. С. Амосова. – Вестник Владимир. юрид. ин-та. – 2019. – № 2 (51). – С. 163–166.

2. Васильева, Л. Н. Цифровизация общества и перспективы конституционного развития / Л. Н. Васильева // Journal of Russian Law. – 2020. – № 10. – C. 40–58.

3. Шаршун, В. А. К вопросу о понятии цифровизации нормотворчества // Актуальные направления развития демократии в Республике Беларусь на современном этапе : сб. материалов круглого стола, посвященного 26-летней годовщине принятия Конституции Республики Беларусь, Минск, 27 марта 2020 г. / Белорус. гос. ун-т, Юрид. факультет ; редкол.: Г. А. Василевич [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 167–174.

4. Залоило, М. В. Современные юридические технологии в правотворчестве / М. В. Залоило : науч.-практ. пособие ; под ред. Д. А. Пашенцева – М. : Норма : ИНФРА-М, 2020. – 182 с.

5. Аверьянов, М. А. Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения / М. А. Аверьянов [и др.] // The International Journal of Open Information Technologies (INJOIT). – 2018. – Vol. 6. – № 6. – С. 42–49.

6. Самородов, В. Ю. Цифровизация в современной культуре правотворчества: тренд на обновление и позитивная тенденция правовой жизни (постановка проблемы) / В. Ю. Самородов / сб. трудов конф. «Тамбовские правовые чтения им. Ф. Н. Плевако», Тамбов, 22–23 мая 2020 г. / Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов : Изд. дом «Державинский», 2020. – С. 455–459.

7. Коваленко, Е. И. Электронное правительство: современное состояние и перспективы развития / Е. И. Коваленко // Конституционно-правовые основы развития Республики Беларусь как социального государства в современных условиях : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 3–4 окт. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Г. А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2019. – С. 9–16.

8. RECHTSININFORMATIONSYSTEM DES BUNDES [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ris.bka.gv.at/. – Дата доступа: 01.09.2021.

9. Dokumentu paieska [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-seimas.lrs.lt/portal/documentSearch/lt. – Дата доступа: 01.09.2021.

10. Eelnoude infosusteem [Электронный ресурс] // Riigikantselei. – Режим доступа: http://eelnoud.valitsus.ee/main#rVizbork. – Дата доступа: 01.09.2021.

11. Браусов, А. М. Искусственный интеллект в нормотворчестве: предпосылки внедрения и пределы применения / А. М. Браусов // Информационное право. – 2020. – № 4. – С. 16–20.

12. Толочко, О. Н. Тенденции правового регулирования объектов и технологий, связанных с искусственным интеллектом / О. Н. Толочко // Юстиция Беларуси. – 2019. – № 3. – С. 35–39.

13. Болотова, Л. С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях : учеб. / Л. С. Болотова. – М. : Финансы и статистика. – 2012. – 664 с.

14. Мацкевич, И. М. Причины экономической преступности : учеб. пособие / И. М. Мацкевич. – М. : Проспект, 2017. – 272 с.

15. Бурлака, С. Н. Цифровизация правотворчества: тенденции развития / С. Н. Бурлака // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в правотворческой деятельности : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 2 июля 2020 г. / Саратов. нац. исслед. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского ; отв. ред. Г. Н. Комкова [и др.]. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – С. 43–47.

16. Булгакова, Е. В. Применение искусственного интеллекта при проведении экспертизы законопроектов / Е. В. Булгакова // Вестник Волгоград. академии МВД России. – 2012. – № 3 (22). – С. 178–186.

17. Белов, В. М. Особенности оценки качества нормативных правовых актов. Использование автоматизированной системы оценки качества нормативных правовых актов / В. М. Белов, Е. В. Зырянова, Д. Л. Косов // Государство и право. – 2017. – № 10. – С. 105–110.

Дата поступления статьи в редакцию 27.08.2021.