/ / Общественно-политические
30.04.2024

О реализации программы по развитию электротранспорта в Беларуси

Многие страны движутся к глобальной электрификации транспорта. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой парк электромобилей может вырасти до 145 миллионов. Динамично обновляется и городской электротранспорт. В повышении электромобильности заинтересована и наша страна: в 2021–2025 годах реализуется Комплексная программа развития электротранспорта, утвержденная постановлением Совета Министров № 213. Ответственный заказчик – Министерство промышленности. Развитие электротранспорта, расширение сети зарядных станций обозначены Президентом как одни из важных задач в текущей пятилетке. Мы выяснили, как реализуется документ и что в планах.

Электромобиль

Программа набирает обороты

Вопросы энергетики и экологии всегда были драйверами инноваций. Комплексная программа развития электротранспорта направлена на создание новой области экономического роста на основе формирования отрасли машиностроения – производства электротранспорта, условий для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативных влияний на экологию.

В 2023-м в рамках программы реализовано 48 мероприятий. Это 13 научных исследований и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, 12 мероприятий по созданию производств, 23 мероприятия, направленных на создание условий для разработки и внедрения электротранспорта. На финансирование ее мероприятий в прошлом году было выделено 29,8 миллиона рублей.

В Минпроме отмечают: программа в первую очередь нацелена на расширение и внедрение электрического общественного транспорта. Так, в 2023-м приобретены троллейбусы с автономным ходом в областные центры: десять единиц в Брест, десять – в Витебск, четыре – в Гомель, девять – в Могилев, десять – в Минск.

Реализация программы невозможна без новых материалов, технологий, накопителей энергии, которые сегодня разрабатываются и создаются. Начальник управления автомобильного машиностроения и металлургии Министерства промышленности Оксана Воскобович рассказывает:

– В прошлом году МАЗ провел испытания опытного образца электробуса для перевозки пассажиров в аэропортах, для создания опытного образца автомобиля-мусоровоза рассчитаны показатели прочности несущих и силовых конструкций кабины при эксплуатационном нагружении. Большая работа проделана и на БЕЛАЗе: разработана технологическая документация, доработана конструкторская документация образцов карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн (дизель-троллейвозного типа). «Белкоммунмаш» и МАЗ произвели 67 троллейбусов в обычном исполнении, 451 троллейбус с автономным ходом с учетом машинокомплектов, 34 электробуса и 38 трамваев с учетом машинокомплектов. Также «Белкоммунмаш» выпустил 263 изделия силовой электроники – это системы управления аккумуляторными батареями, инверторы, преобразователи напряжения. «Могилевлифтмаш» произвел 259 тяговых электродвигателей. «БЕЛДЖИ» поставил на рынок 100 электромобилей Geely Geometry С, три электромобиля Geely Geometry Е (всего с 2021-го – 193 единицы). «БЕЛЛИС» разработаны, приняты и введены в действие десять госстандартов – на электрическое оборудование, методы испытаний и другое.

Во всем мире пассажирский электротранспорт набирает популярность. Беларусь не отстает от этого экономического тренда. В прошлом году доля городского пассажирского электротранспорта в общем количестве составила более 37 процентов

Стратегический курс

Согласно мировым прогнозам доля электробусов к 2030 году вырастет до 30 процентов. Пассажирский транспорт в городах Беларуси тоже активно переводят на электричество. Стоит амбициозная задача – к 2025-му долю городского электротранспорта увеличить до 45 процентов. Специалисты подсчитали: эксплуатационные расходы на электрическое транспортное средство на 15 процентов ниже, чем на автобус, работающий на дизтопливе.

Минск считается одной из троллейбусных столиц мира, но этому виду транспорта уже мало места. В помощь электробусы, запаса автономного хода которых вполне хватает для прохождения бесконтактных участков. К слову, первый отечественный электробус появился на улицах в 2017 году. Он не нуждается в контактных сетях, строительство которых обходится государству довольно дорого, да и других преимуществ достаточно: плавность хода, комфорт. Машины нового поколения по достоинству оценены опытными водителями. Особенно они отмечают маневренность и удобство в управлении, которые значительно повышают контроль над дорожной обстановкой.

Сегодня никого не нужно убеждать в том, что развитие электротранспорта – современная тенденция, от которой нельзя уйти. Для нашей страны это актуально еще и в силу ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС, ее запуск – новые возможности для укрепления потенциала отрасли. Развитие атомной энергетики в стране существенно расширяет перспективы использования электроэнергии.

Как отмечают в Минэнерго, БелАЭС с момента включения в объединенную энергосистему первого энергоблока выработала 28,5 миллиарда кВт/ч электроэнергии:

– Проект стал стимулом для роста электропотребления в стране – в целом за 2023-й этот показатель вырос на 6,6 процента по сравнению с 2022 годом и превысил 41 миллиард кВт/ч, достиг максимального значения за историю независимой Беларуси.

Зеленая перспектива

Введение второго энергоблока Белорусской АЭС способствует реализации уникальных пилотных проектов по полному переводу общественного транспорта на электрический в двух белорусских городах – они уже на финальной стадии. Так, в соответствии с поручением Правительства в Жодино модернизирована электросетевая инфраструктура, реконструирована действующая и построена новая трансформаторная подстанция, мощность которой составляет 2 МВт. Также проложены кабельные линии. На городские маршруты вышли пассажирские электробусы – новая техника пришла на смену машинам первого поколения – автобусам МАЗ-103. Жодино передано 14 современных единиц техники МАЗ-303Е. Оксана Воскобович рассказывает:

– Электробусы оснащены кондиционером салона и системой микроклимата кабины водителя. В салоне предусмотрены видеокамеры, информационная система с табло и USB-порты для зарядки различных типов устройств. Аккумуляторные батареи емкостью 285 кВт/ч расположены на крыше автобуса, что обеспечивает максимальное количество мест для сидения. Общая пассажировместимость – 66 человек. Запас автономного хода электробуса – 250 километров.

Значимый, имиджевый для страны проект реализуется и в Шклове – проведены необходимые работы по модернизации электросетей, выполнена реконструкция и строительство трансформаторных подстанций. Недавно городу передано 15 современных единиц техники, новый общественный транспорт произведен на предприятии «Белкоммунмаш».

Электробусы рассчитаны на 31 место, транспорт может перевозить 67 пассажиров. Есть зоны для инвалидной и детской колясок. Также в салоне есть разъемы для зарядки гаджетов, кнопка для требования остановки. Для поддержания комфортной температуры в холодное время года установлены печки. Также в электробусах есть видеокамеры и маршрутоуказатели с подогревом стекол в этой зоне.

– Электробус «Ольгерд E321» – это самая продвинутая модель в линейке производителя, созданная в кузове пятого поколения, обладает современным дизайном и комфортным интерьером. Запас хода этих электробусов от одной зарядки составляет 200 километров, что позволяет обеспечить комфортную и безопасную перевозку пассажиров, – информируют в Минпроме.

Новые электробусы работают на трех городских маршрутах, а также курсируют по 19 пригородным.

Масштабный проект по обеспечению городов электротранспортом будет продолжаться на территории всей страны. Выделены деньги на производство и закупку техники в этом году. На очереди – Витебская область.

К слову, доля общественного электротранспорта в Минске в 2023-м в наземных перевозках увеличилась почти до 56 процентов, еще пять лет назад она составляла только около 40 процентов. По данным Минпрома, номенклатурный ряд средств электротранспорта по итогам прошлого года составляет девять наименований.

На полную мощность

В стране сформирована развернутая сеть зарядных станций – их уже более одной тысячи.

Строительство базовой инфраструктуры для электротранспорта входит в задачи национального оператора «Белоруснефть». Им создана сеть электрозаправочных станций Malanka, которая насчитывает уже 690 объектов – 134 Mode 3 и 556 Mode 4. Современные ЭЗС установлены во всех областях республики, что обеспечивает свободное и беспрепятственное передвижение современного электромобильного транспорта по всей территории страны. Оксана Воскобович озвучивает цифры:

– В Минске их 383, в Минской области – 49, в Брестской – 55, в Витебской – 48, в Гомельской – 58, в Гродненской – 62, в Могилевской – 35.

В Минпроме подытоживают:

– По результатам реализации комплексной программы, в 2023-м количество легковых электромобилей выросло за год в 2,5 раза (в январе 2024-го их зарегистрировано почти 9 тысяч, план – 8 тысяч). Доля электротранспорта в общем количестве городского пассажирского транспорта составила более 37 процентов. В нынешнем году реализация программы продолжится.

Юлия Ущенчик, « Рэспубліка», 30 апреля 2024 г.