/ / Общественно-политические
18.12.2018

Почему вынесен на общественное обсуждение доклад по экологической оценке Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом БелАЭС

Мнение общественности учитывалось на всех этапах строительства Белорусской АЭС. Не исключение и экологический доклад по стратегической экологической оценке проекта Стратегии обращения с отработавшим ядерным топливом Белорусской атомной электростанции.

БелАЭС

На днях документ выложен в открытый доступ на сайтах региональных исполкомов, Минэнерго и ГП «Белорусская АЭС». Следующий этап – его общественные обсуждения. О подробностях процедуры и особенностях документа рассказал руководитель группы производственно-технического отдела ГП «Белорусская АЭС» Михаила Пигулевского.

Слушаем и слышим общественность

– Михаил Александрович, зачем нам нужно общественное обсуждение? Ведь Стратегическую экологическую оценку (СЭО) проекту давали эксперты – ученые-атомщики, гигиенисты, экономисты.

– Да, документ разрабатывали специалисты из Объединенного института энергетических и ядерных исследований – Сосны Национальной академии наук, а уточнения вносили специалисты из «Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Минздрава, Госатомнадзора, Минприроды, БелАЭС, госкорпорации «Росатом». Но Беларусь как сторона целого ряда конвенций – Орхусской и ЭСПО – взяла на себя обязанность информировать население, учитывая его мнение, когда речь идет о том или ином важном строительстве. Так, если вспомнить, было и при проектировании Белорусской АЭС. Кстати, мы внимательно прислушиваемся к общественному мнению, и не только наших граждан. Когда наши соседи озаботились сохранением биоразнообразия приграничной реки Вилия, на которой стоит АЭС, проектировщики пошли им навстречу.

– Какие аспекты вошли в СЭО? Только ли речь об экологии?

– Эксперты рассмотрели ситуацию шире. Здесь оценка возможного воздействия на окружающую среду, здоровье населения, социально-экономические аспекты. Ставилась задача проанализировать ситуацию в комплексе, чтобы принять оптимальное решение. Именно это согласно проекту стратегии и является целью национальной политики в области обращения с ОЯТ.

Сегодня национальная безопасность – важный компонент всех сфер жизни. Документ дает скрининг состояния разных сфер жизнедеятельности, которые сложились в Островце еще до строительства станции и сопутствующих объектов, чтобы потом иметь возможность оценивать ситуацию в динамике. Аналогичная комплексная оценка дается и экологической ситуации в регионе. К слову, вся эта информация содержится в докладе по СЭО. Социально-экономический блок оценивает финансовую сторону реализации перечисленных сценариев. Но, подчеркну, это не будет во главе угла выбора стратегии. Мы выберем сценарий, который бы был наиболее оптимальным для нашей страны в комплексе.

Три  сценария

– Насколько я понимаю, СЭО – не догма. Документ, прежде чем мы перейдем к обсуждению самой Стратегии обращения с ОЯТ, изменится с учетом мнений граждан?

– Все верно. Документ рассматривает целый ряд вариантов действий. Например, им предложены три сценария возможных вариантов обращения с ОЯТ, где учтены экологические, экономические и аспекты, влияющие на здоровье населения. Так, два из них, как это оговорено в межстрановом соглашении с Россией, предусматривают вывоз отработавшего ядерного топлива на переработку в Россию с последующим возвращением для захоронения в Беларусь продуктов переработки ОЯТ. Третий рассматривает вариант его хранения без вывоза, до появления новых технологий по обращению с ОЯТ, так называемый «отложенный вариант. Окончательную точку в этом вопросе поставит общественное обсуждение и компетенции специалистов. Но мы ожидаем не просто эмоциональных высказываний, а конструктивных предложений.

При этом нужно понимать, что с проблемой отработавшего ядерного топлива мы столкнемся в очень далекой перспективе. Как минимум десятилетие ОЯТ, такова мировая и практика эксплуатации БелАЭС, будет храниться в бассейне выдержки, защищенном контаментом, на БелАЭС. И только потом в зависимости от избранной стратегии либо сразу отправится на переработку, либо еще какое-то время перед этим будет находиться на нашей территории. Так что время для принятия решений есть.

– Стратегическая экологическая оценка – новый документ? Как много стран уже имеют опыт его подготовки?

– Поверьте, немного. Мы в этом смысле одни из первых. Кстати, по оценкам ЕЭК ООН, в вопросах взаимодействия с общественностью по экологическим аспектам наша страна зарекомендовала себя с положительной стороны. Например, когда были общественные слушания по проекту БелАЭС в 2013 году в Островце, белорусская сторона приняла все возможные меры по участию в слушаниях наших соседей из Литвы, предоставив бесплатные визы, страховки и организовав трансфер. Этот эпизод вошел в аналитический документ «Рекомендации, касающиеся надлежащей практики в атомной энергетике ЕЭК ООН». Мы готовы слушать и слышать.

Что касается общественных обсуждений СЭО, в каждом областном исполкоме будут контактные лица, отвечающие за этот процесс. Их можно будет увидеть в документах, размещенных на сайтах этих организаций. Они при необходимости будут давать разъяснения, например, как составить свои замечания и предложения авторам документа, куда их направить для рассмотрения и так далее.

Что дальше? Доклад со всеми замечаниями ляжет в основу разработки проекта Стратегии обращения с ОЯТ. Этот документ мы получим уже в следующем году.

Вера Артеага, «Рэспублiка», 17 декабря 2018 г.
(фото – Павел Чуйко)