/ / Новости PRAVO.BY
15.11.2018

Профессионально об актуальном. Интеграционные модели современности: институциональные и юридические аспекты

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 3 октября 2018 г.

По данным ВТО на 1 октября 2018 г. зарегистрировано 288 региональных торговых соглашений, устанавливающих ту или иную степень экономической интеграции – зон свободной торговли, таможенных союзов, иных форм интеграции1. Это больше чем количество государств в мире. Некоторые из этих соглашений касаются присоединения новых членов к уже действующим интеграционным образованиям, некоторые утратили актуальность, однако цифры остаются впечатляющими.

Сегодня региональная интеграция не просто модная тенденция, о которой говорят, но экономическая и социальная реальность практически для любого государства мира. Почти все страны мира входят, по крайней мере, в одно, а чаще – в несколько региональных соглашений. Фактически только 12 стран не участвуют в каком-либо региональном соглашении, большая часть этих стран – малые острова и княжества (Самоа, Бермуды, Нормандские острова, остров Гуам, остров Мэн, Монако, Монголия, Марианские острова, острова Палау, Пуэрто-Рико, Тимор, Виргинские острова)2.

Это направление взаимодействия в отдельных регионах начало развиваться в 1950–1960 гг. В исторической ретроспективе можно найти и более ранние примеры создания таких международных организаций, которые были наделены нестандартным объемом полномочий и функциями, схожими с наднациональными3. В Европе как первом регионе, в котором модель региональной интеграции успешно воплотилась, ученые и просветители работали с идеей интеграции уже задолго до появления первых институционально оформленных объединений. Однако именно с развитием Европейских сообществ начали развиваться научные школы, объясняющие закономерности экономического и правового развития интеграционных объединений, формирующие теории интеграции, – федералистская, функционалистская, неофункционалистская, компромиссная, проч.

В иных регионах, в частности в Африке, Латинской Америке, процесс интеграции также был инициирован в начале второй половины ХХ века. Это объяснялось, с одной стороны, наличием общих вызовов и проблем для регионов, стремлением создать круг безопасности, с другой стороны, естественным стремлением в условиях глобализирующейся экономики и разделения мирового рынка укрепить экономический потенциал.

Несмотря на то, что многие интеграционные объединения ссылались на опыт ЕС при формировании своих институтов и систем, стоит отметить, что правовые механизмы в различных объединениях имеют отличительные особенности. Так, наднациональный метод интеграции далеко не везде стал столь популярен и эффективен, как в Европе. В рамках латиноамериканской интеграции предпочитают международно-правовой, в первую очередь, договорной метод регулирования, обширную институциональную структуру. В Северной Америке интеграция – это т.н. движение «снизу», децентрализованный по форме, но довольно интенсивный вариант зоны свободной торговли. В азиатском регионе интеграция характеризуется минимальной формализацией отношений, но постепенным добровольным устранением барьеров для торговли и инвестиций по принципу взаимного согласия, высоким уровнем неформальной интеграции, ее расширением за счет формирования концентрических колец. Для африканского континента характерна интенсивная пролиферация интеграционных объединений и т.н. «эффект спагетти», каждое из государств участвует в одном, двух, трех и даже четырех региональных интеграционных объединениях.

Среди общих тенденций выделяется консолидация интеграционного движения в рамках региона – например, создание панафриканского союза, УНАСУР и СЕЛАК. Кроме того, в последнее время все более явной становится тенденция «интеграции интеграций» – создания межинтеграционных форм взаимодействия – зон свободной торговли, соглашений о партнерстве, что влечет конвергенцию правовых систем интеграционных объединений.

1. Европейский регион

В Европе традиционно интеграцию связывают с Европейским союзом. Европейский союз действительно является самым продвинутым с точки зрения уровня интеграции и опыта формирования интеграционного правопорядка, однако далеко не первым на континенте и не единственным в настоящее время.

1.1. Бенилюкс

Соглашение об Экономическом союзе было подписано между Бельгией и Люксембургом в 1921 году. Через 20 лет, с заключением монетарной и таможенной конвенций членом его стали и Нидерланды. Монетарная конвенция 1943 года регулировала вопросы обменных курсов. Таможенная конвенция 1944 года устанавливала единый таможенный тариф, снимала тарифные барьеры во внутренней торговле, однако не распространяла свое действие на нетарифные ограничения. Предусматривался постадийный переход к экономическому союзу через унификацию таможенных тарифов, унификацию акцизных сборов и некоторых налогов, вопросов таможенного администрирования. Предусматривалось создание интеграционных органов – Административного таможенного совета, совета по торговле и проч. Таможенный союз Бенилюкс начал свою работу в 1948 году. В 1953 году страны подписали договор по координации отдельных аспектов социальной политики. Соглашение Бенилюкс об Экономическом союзе, предусматривающее свободное передвижение 4 факторов (товаров, услуг, капитала, лиц), было подписано в 1958 году и вступило в силу в 1960 году. Пересмотрено оно было в 2008 году.

Несмотря на то, что многие политики «перекрываются» Европейским союзом, куда все три государства-участника входят изначально, Бенилюкс существует и имеет достаточно разветвленную систему органов, в т.ч. постоянно действующий Секретариат, Совет, Суд и др. Так, Суд Бенилюкса начал действовать в 1974 году, состоит из судей высших судов трех государств и его целью является обеспечение единообразного толкования права Бенилюкс.

Основной метод принятия решений в этом союзе – межправительственный, на основе консенсуса. Принятые в рамках Бенилюкс акты (решения Комитета министров) не обладают априори прямым действием в отношении субъектов – физических и юридических лиц, хотя и становятся обязательными для государств-участников. В отношении других органов Союза Комитет министров издает директивы. В рамках Союза государства-члены также заключают международные соглашения, это очень распространенный для Бенилюкса способ создания правовых норм. Такие договоры проходят стандартные процедуры на национальном уровне для того, чтобы вступить в силу и стать обязательными.

Соглашение Бенилюкс было заключено на 50 лет. Именно поэтому в 2008 году была разработана его новая версия, согласно которой Бенилюкс стал не экономическим союзом, а просто союзом, что вполне обоснованно, поскольку все экономические и торговые вопросы давно перешли под сень Европейского союза. Бенилюкс же в большей степени сконцентрирован на иных вопросах. Например, активно развивается правовое регулирование вопросов интеллектуальной собственности, различных аспектов безопасности, в т.ч. в сфере перевозок, мобильности лиц, окружающей среды, правовой помощи4.

1.2. ЕАСТ

ЕАСТ – это организация, созданная по инициативе Великобритании как альтернатива образовавшемуся тогда Европейскому сообществу. При создании в 1960 году в ЕАСТ вошли Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 года к ЕАСТ присоединилась Финляндия в качестве ассоциированного члена. В 1970 году участницей ЕАСТ стала Исландия. В 1973 году из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 году – Португалия, в 1995 году – Австрия, Швеция и Финляндия. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. В ЕАСТ нет наднациональных органов. Высший руководящий орган – консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос, а решения принимаются консенсусом. Вопрос о возвращении в ЕАСТ Великобритании в связи с ее выходом из ЕС пока остается открытым.

В 1991 году ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства. В соответствии с ним с 1 января 1993 г. страны – члены ЕАСТ стали включать в национальное законодательство законодательные акты ЕС, касающиеся свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции.

ЕАСТ – это зона свободной торговли. В данном объединении отменены внутренние барьеры для торговли, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС).

Институциональная структура ЕАСТ не разветвленная, но координирует достаточно много сложных вопросов. Помимо непосредственно ЗСТ в рамках ЕАСТ органы ЕАСТ отвечают за сотрудничество с третьими странами, заключением с ними преференциальных соглашений, в т.ч. о ЗСТ (таковые имеются с различными странами мира – Боснией и Герцеговиной, Панамой, Перу, Украиной, Канадой, Египтом, Колумбией, Мексикой, Иорданией, Сингапуром, Чили, Тунисом и проч.), а также за связи с ЕС (в рамках Европейской экономической зоны)5.

1.3. Европейский союз

Европейский союз объединяет сегодня 28 европейских государств и является самой большой и продвинутой интеграционной организацией с развитой автономной правовой системой, сложной институциональной структурой.

Начало интеграции было положено с подписанием Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Идеи панъевропеизма, мира в Европе после Второй мировой войны привели к тому, что 6 государств (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) заключили Договор о ЕОУС в 1951 году. Целью его стало объединение европейских ресурсов по производству угля и стали. В силу данный Договор вступил 1 июля 1952 года. С целью углубления экономической интеграции те же государства в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В 1965 году произошло подписание Договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ (вступил в силу 1 июля 1967 года). В 1973 году к ЕЭС присоединились Дания, Ирландия, Великобритания. В 1979 году прошли первые общеевропейские выборы в Европейский парламент. В 1981 году присоединилась Греция. Система шенгенского пространства была создана при подписании Шенгенского соглашения в 1985 году. В 1986 году присоединились Испания и Португалия и был подписан Единый европейский акт.

В 1992 году был заключен Маастрихтский договор о создании Европейского союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Меж тем все три сообщества продолжали параллельно функционировать. Европейский союз изначально действовал как интеграционная надстройка и не обладал своей правосубъектностью. Именно в этот «маастрихтский» период европейская система образует и действует как система «трех опор», каждая из которых включает определенные сферы и регулирование которых совершенно различно и с точки зрения методов, и с точки зрения имплементационных процедур («храмовая» структура). В первой опоре были сосредоточены торгово-экономические вопросы, вторая опора касалась общей внешней политики и политики безопасности, третья – сотрудничества полиции и судебных органов, правовой помощи.

В 1995 году произошло присоединение Австрии, Финляндии и Швеции. В 1997 году был подписан Амстердамский договор (год вступления в силу – 1999-й). В 1999 году была введена единая европейская валюта – евро, которая поступила в наличное обращение в 2002 году. 2002 год знаменуется еще одним важным событием – прекращением действия Договора о ЕОУС. Остальные учредительные договоры, к слову, бессрочные. В 2001 году был подписан Ниццкий договор, подготовивший ЕС к новому расширению, и в 2004 году присоединились Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр и Мальта.

В 2007 году после провала конституционной реформы состоялось подписание Лиссабонского договора, а также присоединились Болгария, Румыния, в 2013-м – Хорватия. С 2007 года Европейский союз начал действовать как самостоятельная международная организация со своей правосубъектностью, заместив сообщества. Структура трех опор была ликвидирована, и правовая система приобрела большую степень единства в правотворческом и правоприменительном аспектах.

Европейский союз имеет достаточно сложную трехуровневую систему органов и институтов. Высший уровень занимают институты ЕС – ядро всего механизма управления ЕС (единый институциональный механизм), второй и третий уровни образуют органы и учреждения. Согласно ст. 13 Договора о ЕС институциональный механизм ЕС включает семь институтов:

  • Европейский парламент,
  • Европейский совет,
  • Совет (Совет ЕС),
  • Европейскую комиссию (Комиссию),
  • Суд ЕС,
  • Европейский центральный банк,
  • Счетную палату.
Каждому институту отведена собственная роль в институциональной системе ЕС:

– общие направления и приоритеты развития ЕС определяются Европейским советом, в состав которого входят главы государств или главы правительств, а также избираемый Председатель Европейского совета и Председатель Еврокомиссии, и который осуществляет ряд контрольных функций и ключевую роль в пересмотре учредительных договоров;

  • Совет ЕС наделен рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, которые он осуществляет в различных формациях (в зависимости от сферы). Пост Председателя ЕС является коллективной должностью (триада государств – предыдущего, настоящего и будущего председательства в Совете), что позволяет сохранить преемственность политики;

  • Комиссия изначально выступает в качестве наднациональной инстанции, состоящей из независимых европейских должностных лиц – комиссаров, что выражается и практически в монопольном праве законотворческой инициативы, а также надзорной функции в части привлечения государств к ответственности перед Судом за нарушения права ЕС;

  • нормотворческие полномочия возложены в ЕС на Европейский парламент, избираемый напрямую гражданами ЕС (с 1979 года) и представляющий непосредственно их интересы;

  • Суд обеспечивает единообразие применения права ЕС, его верховенство и сохранение институционального баланса;

  • Счетная палата осуществляет внешний финансовый контроль, проверку эффективности и исполнения бюджета ЕС;

  • Европейский центральный банк отвечает за проведение европейской монетарной политики.

Соблюдение институционального равновесия предполагает исполнение каждым институтом ЕС тех задач, которые на него возложены Договорами, с учетом полномочий других институтов и принципов функционирования ЕС, таких как принципы субсидиарности, наделения полномочиями, пропорциональности.

Начавшийся после вступления в силу Лиссабонского договора так называемый «постлиссабонский период» можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, были реализованы изменения, касающиеся расширения компетенции Европейского парламента и процесса принятия решений в Совете ЕС, что усилило наднациональный характер ЕС. Роль Европейского парламента усилилась и при избрании Председателя Европейской комиссии. Также Парламент наделяется равными с Советом полномочиями в процессе утверждения бюджета Европейского союза. На этом этапе интеграции Европейский парламент наряду с государствами-членами и Комиссией наделен полномочием по внесению предложений об изменении учредительных договоров. Лиссабонский договор путем введения новых правил определения квалифицированного большинства изменил и процедуру принятия решений в Совете ЕС.

Однако не все предусмотренные Лиссабонским договором меры, направленные на усиление наднациональности, удалось реализовать. Так, Комиссия все еще продолжает избираться в количестве не по принципу 2/3 от государств-членов (т.е. 19), а 28 комиссаров, т.е. по кандидату от каждого государства. Несмотря на то, что Лиссабонским договором была предусмотрена такая формула представленности большинства, государства воспользовались возможностью сохранить полномасштабное участие в составе Комиссии. Это показывает неготовность государств к формуле абсолютной наднациональности.

Среди успешно реализованных мер по количественным изменениям в институтах Союза, предусмотренных Лиссабонским договором, можно назвать изменение численности Европейского парламента.

В то же время, несмотря на развитие институциональной структуры, расширению сфер принятия решений, ряд проблем так и остаются вне эффективных процедур принятия решений в ЕС, о чем свидетельствует миграционный кризис, рост террористических угроз. В постлиссабонский период ряд проблем возник и ввиду недостаточного укрепления идеи евроединства.

Одним из последних событий, связанных с проблемным этапом европейской интеграции, является выход Великобритании – Brexit (Britain exit). Данное событие является первым в истории интеграции ЕС, когда государство-член приняло решение о выходе из состава ЕС. Механизм выхода предусмотрен ст. 50 Договора, но на практике не отработан. Согласно указанной статье государство-член, которое принимает решение о выходе, уведомляет о своем намерении Европейский совет. Союз проводит переговоры и заключает с данным государством соглашение, которое определяет порядок выхода последнего с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом. Соглашение от имени Союза заключает Совет, постановляя квалифицированным большинством, после одобрения Европейского парламента. Договоры прекращают применяться к заинтересованному государству со дня вступления в силу соглашения о выходе либо – при отсутствии такого соглашения – через два года с момента уведомления о выходе, если только Европейский совет с согласия заинтересованного государства-члена единогласно не решит продлить этот срок. В остальных вопросах государство-член, подавшее заявление на выход, не принимает участие в обсуждении и принятии относящихся к нему решений Европейского совета и Совета.

И все же европейская интеграция вполне обоснованно расценивается как один из наиболее удачных примеров экономической интеграции и на сегодняшний день как образчик наиболее продвинутых форм правовой интеграции. Одним из главных факторов, способствовавших этому, стало изначальное развитие права как самостоятельной автономной системы, формирование источников права, которые бы применялись непосредственно и обладали не просто обязательной силой, но и занимали высокую ступень в иерархии правовых обязательств.

Право ЕС – уникальное по своей природе явление, начавшее формироваться с середины прошлого столетия. Право ЕС нельзя определить в полной мере как составную часть международного права, хотя оно и базируется на его общепризнанных принципах и нормах, и имеет в своей сути также договорное начало в виде учредительных документов ЕС (это самый важный аспект аналогии интеграционного и международного права).

Интеграционное право ЕС не является и аналогом национального права, несмотря на то, что «конституционалисты» ЕС сводят и структуру ЕС к прототипу федерации, и, соответственно, право ЕС к национальному правопорядку.

Автономность права ЕС неоднократно подчеркивалась в решениях Суда ЕС, обеспечивающего его единообразное применение и официальное толкование. Первые, ставшие хрестоматийными, дела, в которых Суд ЕС недвусмысленно на это указал, открыв дорогу таким принципам как принцип верховенства и прямого действия, – дело Flaminio Costa v ENEL (1964)6, van Gend en Loos (1963)7.

Принцип прямого действия означает способность права ЕС напрямую наделять не только государства, но и физических и юридических лиц правами и обязанностями, в т.ч. такие лица могут ссылаться на учредительные акты, регламенты в национальных судах.

Принцип верховенства права ЕС означает, что государства не могут применять нормы национального права, которые несовместимы с правом ЕС. Оба этих принципа, до сих пор не введенные в позитивное право ЕС, тем не менее стали устойчивой основой правопорядка ЕС.

В этом отношении показательна Декларация № 17, являющаяся приложением к Лиссабонскому договору, но не имеющая обязательной силы, которая устанавливает: «Конференция напоминает, что согласно неизменной практике Суда ЕС учредительные договоры и право ЕС, принятое Союзом на базе договоров, обладают верховенством по отношению к праву государств-членов в соответствии с условиями, определенными данной судебной практикой. Конференция также решила приложить к настоящему Заключительному акту Заключение Юридической службы Совета о примате права ЕС, которое содержится в документе 11197/07 (JUR 260)… Из судебной практики Суда следует, что примат права Сообщества является основополагающим принципом этого права. Согласно Суду упомянутый принцип неразрывно связан с особой природой Европейского сообщества. На момент вынесения первого решения в рамках данной устойчивой судебной практики (решение от 15 июля по делу 6/64 «Коста (Costa) против ЭНЕЛ (ENEL)») примат не упоминался в Договоре. Аналогичная ситуация сохраняется в настоящее время. Тот факт, что принцип примата не будет включен в будущий Договор, не внесет никаких изменений ни в существование упомянутого принципа, ни в действующую судебную практику Суда»8.

Действительно, эти принципы-основы правопорядка планомерно подтверждаются и развиваются практикой Суда ЕС. Принцип прямого действия нашел развитие в делах Райнерса9, ван Бинсбергена10, в которых Суд развил концепцию, применив ее и к свободе передвижения, и свободе оказания услуг, соответственно.

Принцип верховенства (примата) права ЕС был развит в делах Зимменталь11, Франкович12 (в этом деле концепция верховенства даже вышла за свои пределы, Суд очертил концепцию эффективности правовой системы и наличия эффективных средств правовой защиты и ответственности сообщества).

В целом правовая система ЕС отвечает признакам автономной и самостоятельной правовой системы:

  • имеет свои аксиологические и конституционные установки (цели, ценности, принципы);

  • имеет особую систему источников права, формирующих как таковое «объективное», «позитивное» право ЕС;

  • определен круг субъектов и регулируемых отношений;

  • закреплен порядок установления, применения и обеспечения реализации его норм. При этом механизмы правотворчества и правореализации обладают уникальными чертами.

Европейский союз как интеграционный уровень представляет собой на сегодняшний день экономический и валютный союз с элементами государственного образования.

Единый внутренний рынок Европейского союза – это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, запрещаются ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.

Создание единого европейского экономического пространства, построение общего рынка было одной из основных целей Римского договора 1957 года. Статья 2 Договора о ЕЭС устанавливала: «Сообщество ставит своей задачей содействовать, путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов, гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет».

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рынка в течение 12 лет после вступления договора в силу (три стадии продолжительностью четыре года каждая). Во-первых, формирование общего рынка требовало устранения всех импортных и экспортных пошлин между государствами-членами, т.е. переход к общему рынку возможен только после создания таможенного союза.

Если таможенные барьеры были устранены довольно быстро между государствами – членами ЕЭС, даже ранее намеченных ими сроков, то формирование общего рынка требовало не только либерализации торговли, но и свободное движение факторов производства: труда, капитала, услуг. Помимо указанных свобод необходимо вести речь и о свободном учреждении компаний на территории государств-членов, для развития бизнеса, активного сектора экономики. Общие правила, остающиеся неизменными и сейчас, таковы.

Внутри общего рынка подлежат ликвидации препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Метод формирования общего рынка – метод позитивной интеграции, т.е. не только устранение препятствий, барьеров (негативная интеграция), но и проведение активной политики общего гармонизированного, согласованного и скоординированного формата регулирования рынка.

2. Интеграция в Азиатском регионе

Специфику интеграции в Азии можно свести к двум основным компонентам, вытекающим, впрочем, как и всегда, из особенностей социальной и правовой культуры и традиций.

Во-первых, при том, что интеграция в сфере торговли и инвестиций, а особенно в построении торгово-промышленных комплексов, достаточно продвинута, институциональная база для этого минимальна. Практически нет постоянно действующих интеграционных органов широкой компетенции несмотря на то, что постоянно идет дискуссия о необходимости большей степени институционализации. Однако и расширение интеграции, и ее углубление в этом регионе специфичны. Расширение происходит не за счет включения участников в действующие группы, а за счет создания новых колец интеграции – АСЕАН+3, АСЕАН+6 и т.д.

Вторая особенность – мягкие инструменты интеграционных интересов. Метод интеграции в Азии далек от метода субординации и вообще любого иного чисто нормативного метода регулирования процессов.

2.1. АСЕАН

Созданная в 1967 году Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) включает десять стран – Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967 года, – ускорение темпов экономического роста, прогресс в социальной сфере, содействие культурному развитию, обеспечение мира и стабильности в регионе. Данная Декларация закрепила принцип открытости для всех стран Юго-Восточной Азии, которые признают ее принципы, цели и задачи.

Долгое время данная организация функционировала на основании данного акта, рекомендательного с точки зрения международного права. Однако в этом заключается особенность азиатской интеграции – наиболее эффективными становятся источники регулирования, согласованные консенсусом, чаще являющиеся «мягким» правом, нежели жесткие правовые установки.

В 1970–1980-е гг. страны развивали сотрудничество, как на многосторонней, так и на двусторонней основах, а также сформировали зону с небольшими по объему преференциями на ограниченный круг товаров взаимной торговли. В 1976 году был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве (Балийский договор). В 1992 году на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА в течение 15 лет (в последующие годы конечной датой был назван 2000 год для шести более развитых стран – Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея). Несмотря на высокий уровень сокращения тарифных барьеров, АФТА содержит ряд изъятий, в т.ч. в нефтехимии, сельском хозяйстве, металлургии. В АФТА перешли на ускоренную таможенную очистку товаров («зеленый коридор»). С 1988 года действует Рамочное соглашение о взаимном признании стандартов производства ведущих экспортных товаров (холодильники, кондиционеры, телефоны, радиоприемники, телевизоры, косметика, фармацевтические товары, телекоммуникационное оборудование). В 1994 году подписано Рамочное соглашение АСЕАН по услугам, однако как во всех интеграционных объединениях эта сфера развивается очень медленно. В перспективе предусмотрена полная либерализация сферы услуг к 2020 году. Соглашение о формировании Инвестиционной зоны АСЕАН подписано в 1998 году в целях повышения инвестиционной привлекательности региона и предусматривает распространение национального режима на внутренних инвесторов, а затем и инвесторов из третьих стран13.

2.2. СААРК

Ассоциация сотрудничества стран Южной Азии была создана 8 декабря 1985 года (учредительный договор подписан в г. Дакка главами государств Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка). В апреле 2007 года присоединился Афганистан. Неоднородность региона оказывает значительное влияние на развивающиеся здесь проблемы интеграционного взаимодействия. Среди причин, тормозящих развитие этого объединения, – продолжение скрытого и явного недопонимания среди государств-участников на двустороннем уровне. Возможно, поэтому особое внимание в Уставе организации уделено достижению взаимопонимания, взаимного доверия. В данном объединении четко выделен лидер интеграции – Индия.

Целями организации являются повышение благосостояния народов Южной Азии, усиление экономического роста, социального прогресса и культурного развития, укрепление взаимной поддержки стран и сотрудничества по экономическим, социально-культурным, научно-техническим вопросам. К уставным органам относятся Совет министров (министры иностранных дел государств-членов), Исполнительный комитет, программный комитет, ряд технических комитетов. Ни один из органов не обладает наднациональными полномочиями.

В рамках экономического вектора сотрудничества заявлена зона свободной торговли Южной Азии (ЮАЗСТ), созданная на основании Соглашения от 6 января 2004 г., подписанного в ходе XXII саммита глава государств в Исламабаде (Пакистан) и вступившего в силу 1 января 2006 г. Компетентный орган – Совет министров, состоящий из министров торговли государств-членов. Исполнительный орган – Комитет экспертов, отчитывающийся перед Советом министров каждые 6 месяцев. Соглашение о ЮАЗСТ базируется на принципе дифференцированного подхода к странам-членам. Для ее развития была принята программа либерализации торговли (TLP). Она предполагает различный график снижения таможенных пошлин. Так, Бангладеш, Бутан, Мальдивы и Непал имеют возможность постепенно снижать их сначала до 30 %, а затем до 0–5 % в течение 10 лет с момента подписания соглашения о свободной торговле. В рамках ЮАЗСТ действуют также механизмы гармонизации стандартов классификации товаров, процедур таможенного оформления, лицензирования и регистрации импорта, банковских процедур при финансировании внешнеторговых операций, транзитного регулирования, визового режима для деловых поездок. Тем не менее большая часть торговли в регионе пока осуществляется на двусторонней основе, а не в рамках ЮАЗСТ.

3. Интеграция на африканском континенте

Интеграция в Африке представляет собой весьма сложный и многогранный процесс и обусловлена рядом факторов эндогенного и экзогенного характера. Среди внешнеэкономических факторов следует отметить всеобщую глобализацию и неравномерное распределение мирового благосостояния. Объединение на африканском континенте является первостепенной задачей для поднятия уровня жизни во всех государствах, повышения конкурентоспособности экономик.

К внутренним факторам, обуславливающим создание интеграционных групп, можно отнести общее колониальное прошлое. Именно в период деколонизации проявилась идея единства африканского континента. Так, в основу Устава Организации африканского единства (сейчас это Африканский союз) была положена цель создания общего африканского союза, основанного на принципе регионализма.

Путь развития Африки через интеграционные процессы поддерживается и лидерами теперь уже независимых политически держав, и учеными. С момента обретения независимости государственные деятели почти всех стран Африки примкнули к идее региональной интеграции.

Кроме того, при всех языковых, религиозных различиях, отсутствии единых правовых традиций в правосознании африканских народов есть ряд общих идей, которые делают интеграционные ценности близкими, понятными народам Африки, что объясняет большую популярность и множественность интеграционных образований на африканском континенте. Так, идея «убунту» как принципа, пронизывающего различные ответвления традиционного права Африки14, построена на философии общности. По содержанию «убунту» исходит из того, что индивид проявляет свою личность только в обществе. Единичное формирует гармонию общего и не должно нарушать ее. Экстраполируя идею «убунту» в региональный контекст, можно говорить о том, что народы Африки стремятся к общему гармоничному развитию на континенте, что подтверждается количеством интеграционных объединений, позволяющих формировать общности в регионе, и целей и задач этих объединений.

Для африканской интеграции, пожалуй, как ни для одного другого региона, характерна множественность различных интеграционных проектов, пролиферация интеграционных объединений. Разнообразие интеграционных форм и союзов в Африке обусловлено различиями и даже определенного рода противоборством множества религий, политических интересов, недостаточным уровнем экономического развития и т.п.

Отдельными центрами региональной интеграции на африканском континенте становятся зачастую центральная, восточная, южная (юго-восточная), западная части. Нередко в Африке основой для первоначального формирования общности интересов в регионе становится наличие общих бассейнов рек.

Интеграционных образований – международных организаций интеграционного типа либо объединений с элементами интеграции – в Африке насчитывается полтора десятка:

  • Африканская зона свободной торговли (AFTA, AFTZ);

  • Африканский союз (его отдельные программы);

  • Восточноафриканское сообщество (ВАС, ЕАС);

  • Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС, UEMOA);

  • Сообщество развития Юга Африки (САДК, SADC);

  • Сообщество сахело-сахарских государств (СССГ, CEN-SAD);

  • Союз арабского Магриба (САМ, UdMA, UMA);

  • Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА, COMESA);

  • Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС, ECOWAS);

  • Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС, ЦАВЭС) и предшествующий ему Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ТЭСЦА), шесть из государств – членов ЭКОЦАС образуют экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки (СЕМАС);

  • Южноафриканский таможенный союз (ЮАТС, SACU);

  • Союз стран реки Мано (MRU);

  • Межправительственный орган развития (IGAD);

  • Экономическое сообщество стран Великих озер (CEPGL);

  • Комиссия Индийского океана (IOC).

По данным ВТО, на сегодняшний день с участием африканских государств (хотя бы одного африканского государства) насчитывается 21 интеграционное экономическое объединение и еще как минимум 5 с участием африканских государств находятся в стадии обсуждения15.

Пролиферация интеграционных объединений в регионе чревата большим количеством параллельно действующих правовых режимов. При этом большинство государств участвуют не в одном, а в нескольких объединениях. Демократическая Республика Конго, например, лидер по участию в интеграционных союзах – она является членом четырех из них.

Можно выделить следующие периоды интеграционной активности в Африке.

1950–1960-е гг.: период активного становления суверенных государств в результате деколонизации, развития национальной промышленности, становление независимых национальных экономик, высокий уровень протекционизма и, как следствие, относительно пассивный процесс реального объединения усилий.

Наиболее активно интеграционные тенденции стали проявляться в период деколонизации, однако и до этого формировались интеграционные центры (например ТЭСЦА, а самый ранний – еще в 1910 году – Таможенный союз стран Южной Африки), которые после обретения независимости только усилили свои позиции.

Внутренние интеграционные процессы в рамках отдельных крупных африканских регионов, которые существовали в доколониальный период, были приостановлены ввиду разделения континента на мелкие сегментированные колонии16.

С начала 1950-х годов интеграции в Африке способствовали скорее внешние политические факторы. Так, одним из направлений мандата Экономической комиссии для Африки (ЭКА), созданной ЭКОСОС в качестве одной из пяти региональных комиссий ООН в 1958 году, было формирование условий для внутрирегиональной интеграции. В этом контексте деятельность ЭКА охватывает как региональный, так и субрегиональный уровни. Причем каждое из 5 субрегиональных отделений Комиссии берет на себя инициативу в соответствующем субрегионе. В настоящее время тематически ЭКА разрабатывает 4 направления развития интеграции: промышленность и инфраструктура, инвестиции, пищевая безопасность и сельское хозяйство, торговая политика.

1960–1980-е гг.: формирование отдельных интеграционных сообществ и начало панафриканизма. В этот период было создано большинство и ныне существующих объединений, и как в науке, так и в политических лозунгах стали высказываться идеи общего будущего для всей Африки.

1980–2000-е гг.: характерной чертой этого периода стало оживление интеграционных тенденций и их направленность на реальное торгово-экономическое, промышленное сотрудничество, развитие социально-экономических связей. В Лагосском плане действий в целях экономического развития Африки на 1980–2000-е гг., принятом в 1980 году (Лагос, Нигерия), была предложена новая стратегия становления Африки и выдвинуты цели устойчивого развития и экономического роста, усиления социального и экономического взаимодействия, интеграции экономик.

Были попытки объединить усилия в рамках единого интеграционного процесса – Панафриканского экономического сообщества. Его целями еще в 1990-х гг. были заявлены следующие:

  • ликвидация таможенных пошлин во взаимной торговле и формирование зоны свободной торговли;

  • введение единого таможенного тарифа и устранение нетарифных барьеров в рамках таможенного союза;

  • обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, лиц, капитала – т.е. создание общего рынка;

  • наконец, гармонизация экономической, социальной политики и создание экономического союза или сообщества.

Договор, подписанный в 1991 году в Абудже, предусматривал создание на континенте к 2027 году Африканского экономического сообщества.

2001–2011-е гг.: серьезная программа панафриканского интеграционного партнерства начала функционировать под эгидой Африканского союза. Программа Новое партнерство для развития Африки (НЕПАД, NEPAD) стартовала в 2001 году в результате слияния двух программ (План Омега – для сельского хозяйства, здравоохранения, образования и Программа возрождения – привлечение инвестиций, улучшение финансово-экономического климата в регионе). В 2010 году программа НЕПАД была институционально интегрирована в Африканский союз. В настоящее время одно из направлений в НЕПАД является региональная интеграция, инфраструктура и торговля через гармонизацию региональной и национальных политик по развитию инфраструктуры, рынков, торговли, транспорта, водо- и энергоснабжения.

2011 год – по настоящее время: активное развитие институциональных структур, идеи объединения африканских интеграционных союзов. Так, на сегодняшний день три из африканских экономических и валютных союзов (а именно КОМЕСА, ВАС, САДК) ведут переговоры о создании трехсторонней зоны свободной торговли, которая бы включала территории 26 африканских государств с населением более 600 миллионов человек. Разрабатывается вопрос об упрощении визового режима (в отдельных регионах уже установлено безвизовое пребывание на период до 90 дней).

На конференции министров торговли Африканского союза в Аккре в 2011 году была принята программа действий по созданию континентальной зоны сводной торговли (далее – КЗСТ): План действий по интенсивному развитию межафриканской торговли (план действий BIAT) и дорожная карта создания КЗСТ.

В 2012 году были приняты амбициозные и действительно уникальные по своей сути акты – решение глав государств Африканского союза и Декларация о создании КЗСТ для всей Африки к грядущему 2017 году. КЗСТ ориентирован на два последующих интеграционных этапа, которые были обрисованы еще в Абуджанском договоре 1991 года, а именно создание континентального таможенного союза к 2019 году и Африканское экономического сообщество к 2028 году. На основании этих двух актов был создан рабочий орган реализации данной стратегии – Комитет африканской торговли высокого уровня (HATC).

Вместе с тем пока эти планы находятся лишь в стадии разработки. Примечательно, что большинство африканских интеграционных объединений имеет целью достижение не только зоны свободной торговли и упрощения режима взаимной торговли, снятия барьеров в торговле внутри объединения или создание таможенного союза путем введения общего таможенного тарифа, уменьшения нетарифных ограничений, но и достижение этапа экономического и валютного союза.

В действительности низкий экономический уровень, низкий уровень доходов населения, бедность, как следствие, слабый потенциал внутренних рынков, а также политика национального протекционизма и значительная зависимость пополнения бюджетов стран пошлинами от торговли, определенные политические факторы нестабильности в регионе, значительные различия в развитии инфраструктуры, «распыление» африканской интеграции приводят к низкой эффективности предпринимаемых усилий по развитию интеграции. Амбициозные цели договоров об интеграции не обеспечены, как правило, эффективными мерами их реализации. Об этом свидетельствуют фактические итоги – низкие показатели взаимной торговли, формальное функционирование институтов интеграции, отсутствие механизмов контроля за исполнением решений. Есть, однако, и успешные интеграционные проекты, некоторые из них мы рассмотрим ниже. Сегодня можно условно выделить несколько основных «двигателей» в субрегионах – восточном (ВАС), юго-восточном (КОМЕСА), западном (ЭКОВАС), центральном (ЭКОЦАС).

3.1. ЭКОВАС

Экономическое сообщество стран Западной Африки было создано 28 мая 1975 году шестнадцатью странами Западной Африки на основе Лагосского соглашения, ряд протоколов к которому был подписан в г. Ломе (Того) годом позже. В его состав входят Бенин, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того. Мавритания вышла из состава ЭКОВАС в 2002 году.

В 1993 году был подписан ревизионный (пересмотренный) договор, значительно поменявший Лагосское соглашение. Пересмотренное соглашение по ЭКОВАС 1993 года (далее – Договор 1993 года) состоит из преамбулы и 22 глав, включающих 93 статьи. В нем нашли отражение достижения права всего африканского континента, в т.ч. Африканской хартии прав человека и народов, итоги саммитов ЭКОВАС – в т.ч. Декларация о политических принципах ЭКОВАС, принятая в г. Абудже в 1991 году, итоги Лагосского плана действия 1980 года, проч.

Целями организации являются содействие сотрудничеству и интеграции для создания экономического и валютного союза, повышение уровня жизни населения, поддержание и укрепление экономической стабильности, добрососедских отношений, развитию африканского континента.

К основным направлениям деятельности ЭКОВАС отнесены: гармонизация промышленной и аграрной политики, производственная кооперация, развитие инфраструктуры, обеспечение свободного передвижения лиц, поддержание международного мира, безопасности в регионе, развитие денежно-кредитного и валютно-финансового сотрудничества в целях расширения эффективной взаимной торговли. Иными словами, цели и направления интеграции выходят за рамки чисто экономического блока.

В экономическом аспекте поставлены традиционные для интеграции задачи:

  • формирование общего рынка путем либерализации торговли через отмену пошлин в торговле между государствами-участниками, нетарифных барьеров;

  • принятие единого таможенного тарифа и единой внешнеэкономической политики торговли с третьими странами;

  • устранение препятствий к свободному передвижению лиц, товаров, услуг и капитала (именно в такой последовательности эти факторы заявлены в п. 2 ст. 3 Договора 1993 года);

  • наконец, учреждение экономического союза через принятие общих политик в экономической, финансовой, социальной и культурной областях, а также создание валютного союза.

К задачам экономической интеграции отнесены также и создание совместных предприятий с трансграничными инвестициями, гармонизация инвестиционных кодексов государств-членов и принятие единого инвестиционного кодекса, гармонизация стандартов, учреждение фонда сотрудничества и развития и ряд других задач. Особо выделена задача формирования соответствующей правовой среды (подп. h п. 2 ст. 3 Договора 1993 года).

Институциональная структура организации согласно ст. 6 Договора 1993 года включает в себя Высший Орган (Конференция) глав государств и правительств, Совет министров, Парламент Сообщества, Экономический и Социальный совет, Суд Сообщества, Исполнительный Секретариат, Фонд Сотрудничества, компенсаций и развития, специализированные технические комиссии, любые иные институты, учреждаемые Высшим Органом.

Высший орган (Конференция) является главным институтом интеграционного объединения, формируется из глав государств и/или правительств государств-членов, осуществляет стратегическое планирование интеграции. Он контролирует деятельность других институтов. Сессии проводятся не реже 1 раза в год.

Совет министров назначает всех должностных лиц, кроме Исполнительного секретаря, в рамках делегированных полномочий осуществляет принятие актов, регулирующих направления экономической интеграции, утверждает бюджет Сообщества и его институтов, обращается к Суду Сообщества за консультативными заключениями по вопросам права Сообщества, выполняет иные функции. Одна из 2 обязательных сессий проводится перед встречей Высшего органа. Решения, касающиеся внутреннего права Сообщества, обязательны. Решения, обязывающие государства, становятся обязательными только после их утверждения Высшим органом. Очевидно, что основной институциональный администратор интеграции не обладает необходимой полнотой власти для осуществления своих функций.

Исполнительный секретариат избирается на четырехлетний срок. В рамках Секретариата действуют специализированные группы, в том числе по продовольствию и сельскому хозяйству, промышленности и ресурсам, правовым вопросам региональной безопасности и миграции, торговле и таможенному регулированию.

Парламент представляет собой скорее межпарламентскую ассамблею – депутаты являются представителями корпусов национальных парламентов. Данный орган выполняет консультативно-совещательную функцию, хотя в планах есть и наделение законодательной функцией, и закрепление прямых выборов.

Суд ЭКОВАС создан на основании ст.ст. 6 и 15 Договора 1993 года и протоколов А/Р1/7/91 от 6 июля 1991 г., дополнительного протокола А/SP.1/05 от 19 января 2005 г., дополнительного протокола А/SP.2/06/06 от 14 июня 2006 г., Регламента от 3 июня 2002 г. и дополнения к нему 2006 г.

Юрисдикция Суда ЭКОВАС очень пространна. Компетенция в сфере разрешения споров охватывает дела о невыполнении государством-членом обязательств по праву Сообщества, любые споры, связанные с толкованием или применением актов Сообщества, споры между органами Сообщества и сотрудниками (должностными лицами), дела об ответственности самого Сообщества (его органов), дела о правомерности регламентов, директив, решений и других правовых актов, принимаемых ЭКОВАС. Также, Суд обладает юрисдикцией по делам о нарушении прав человека, имевшем место в государстве-члене.

Правом доступа к Суду обладают государства-члены и Комиссия по делам о невыполнении государством-членом обязательств; государства-члены, Комитет министров и Комиссия – по делам о законности любых актов Сообщества; физические и юридические лица – по делам о нарушении любым актом Сообщества прав такого физического или юридического лица; служащие любого органа Сообщества; лица, являющиеся жертвами нарушения прав человека в любом из государств-членов, национальные суды или стороны в национальном производстве – в делах, когда они запрашивают о толковании на предварительной основе (в порядке преюдиции) значение любого акта Сообщества; Высший орган – по любому иному вопросу.

Суд применяет Договор 1993 года, конвенции, протоколы, регламенты, принятые в Сообществе и общие принципы права, как они указаны в ст. 38 Статута Международного суда ООН. В сфере прав человека Суд применяет соответствующий международный договор, участником которого является государство, против которого подана жалоба.

Решения Суда обладают обязательной юридической силой, обжалованию не подлежат. Каждое государство-член обязано указать национальный компетентный орган, ответственный за исполнение решений Суда. Кроме того, суд обладает юрисдикцией давать консультативные заключения, которые не носят обязательный характер17.

3.2. КОМЕСА

Общий рынок Восточной и Южной Африки был создан в 1994 году на основании Договора об учреждении Общего рынка Восточной и Южной Африки, заменив собой зону преференциальной торговли, существовавшую с 1981 года в этом субрегионе. Цели КОМЕСА не обозначены как создание интеграционного сообщества, а как создание международной организации для объединения экономического и людского потенциала и поддержания мира и безопасности в регионе. Тем не менее торгово-экономическая интеграция развивается в рамках этого объединения весьма активно.

К 2000 году была создана зона свободной торговли между 9 государствами (Джибути, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Судан, Замбия, Зимбабве). Постепенное снижение тарифов происходило начиная с 1992 года. В 2004 году присоединились Бурунди и Руанда.

Цели КОМЕСА – стимулирование экономического роста, создание благоприятных условий для инвестиций и внедрения передовых технологий, развитие сотрудничества в целях укрепления мира, безопасности и стабильности, выработка согласованной линии в международных делах.

Высший орган КОМЕСА – ежегодная Конференция глав государств и правительств, которая определяет стратегические направления деятельности организации и контролирует выполнение поставленных целей и задач.

Совет министров разрабатывает рекомендации политического характера, осуществляет мониторинг деятельности организации и ее институтов, общую координацию работы органов КОМЕСА, отвечает за бюджетные вопросы. Сессии Совмина проводятся дважды в год.

Межправительственный комитет отвечает за реализацию программ и планов в различных сферах сотрудничества (за исключением финансов и денежно-кредитного сектора), обеспечивает применение норм Договора о КОМЕСА, готовит рекомендации для Совета министров.

Комитет управляющих центральными банками отвечает за гармонизацию в финансовом и денежно-кредитном секторе.

Секретариат КОМЕСА, возглавляемый Генеральным секретарем, является главным исполнительным органом Общего рынка, расположен в Лусаке (Замбия).

В рамках КОМЕСА действуют 12 Технических комитетов, курирующих вопросы сотрудничества в различных отраслях, создано также несколько специализированных институтов: Банк торговли и развития (Найроби); Клиринговая палата (Хараре), Ассоциация коммерческих банков (Хараре); Институт кожевенного производства (Аддис-Абеба), Центр металлургических технологий (Хараре), Бизнес-ассоциация Восточной и Южной Африки (Найроби), Африканское агентство по страхованию торговых операций и др.18.

Суд КОМЕСА создан на основе ст.ст. 7 и 20 Договора о создании КОМЕСА. Фактически суд является преемником трех инстанций, функционировавших в рамках зоны преференциальной торговли: трибунала, Органа по апелляции, Центра коммерческого арбитража. Суд состоит из 12 судей, 7 – в первой инстанции и 5 – в апелляции различной гражданской принадлежности, срок полномочий – 5 лет. По запросу Суда высший орган может назначить дополнительных судей. Компетенция Суда также очень широка. Суд дает толкование положениям Договора, рассматривает дела о нарушении обязательств государством-членом или Советом министров о соответствии какого-либо акта КОМЕСА, регламента, директивы, решения Совета положениям Договора или иной норме права КОМЕСА, а также о том, приняты ли такие акты органом КОМЕСА в рамках его компетенции. Суд также вправе рассматривать трудовые споры между органами и сотрудниками, гражданско-правовые споры из сделок, стороной в которых является Общий рынок как субъект или его орган. Суд обладает и преюдициальной юрисдикцией по запросам национальных судов, причем суды высшей инстанции обязаны направлять такие запросы. Решения Суда являются обязательными и могут быть обжалованы в апелляции19.

4. Интеграция в Латинской Америке и регионе Карибского бассейна

В этом регионе также характерной чертой является пролиферация интеграционных объединений. Их насчитывается свыше двух десятков. Многие – двусторонние зоны свободной торговли. Многие латиноамериканисты последовательно подчеркивают, что одной из главных проблем интеграции в ЛАКБ на современном этапе, тормозящих углубление сотрудничества, является принцип «сегментированного регионализма», «анархичного регионализма», что приводит к конфликту норм и «лояльности», осложняет консенсус и принятие решений, создает напряженность между субрегиональными объединениями20.

Интеграция в Латинской Америке и странах Карибского бассейна началась в 1960-х гг. Практически во всех действующих проектах наблюдается чрезвычайно обширная институциональная структура, слабая вместе с тем с точки зрения реальных наднациональных полномочий. Межправительственный подход к принятию решений доминирует, что определяет и иную особенность – приоритет и продвижение тех сфер, где противоречия отсутствуют или слабо выражены.

4.1. ЛАСТ

Первая интеграционная группа – Латиноамериканская зона свободной торговли – была создана в конце 1950-х гг. Латиноамериканская зона свободной торговли (ЛАФТА) была заявлена, но в полном смысле этого понятия не была создана. В 1980 году данная организация была переименована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ALADI в испан. аббр., ЛАИ), в рамках которой стало возможно продвинутое сотрудничество – договоры более тесной интеграции между несколькими членами. Ее членами являются Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Никарагуа находится в процессе присоединения. Порядка 70 % тарифных позиций на сегодняшний день согласованы по нулевой тарифной ставке. Ожидается, что ЗСТ будет сформирована полноценно к 2019 году. Помимо свободного движения товаров в рамках ЛАИ осуществляется сотрудничество в банковской сфере: на основе Соглашения о взаимных платежах и кредитах значительно упрощена эта сфера21. Что касается структуры организации, то главным органом является Совет министров иностранных дел. Конференция по оценке и конвергенции состоит из полномочных представителей государств-членов, оценивает достижения интеграции, дает рекомендации, в т.ч. по изучению Секретариатом тех или иных вопросов. Комитет представителей состоит из постоянных представителей государств, их заместителей, является постоянно действующим межгосударственным (политическим) органом. Он отчитывается перед Советом и Конференцией, принимает имплементационные акты по реализации интеграционных соглашений22.

4.2. ЦАОР

Одновременно с 1960-х гг. развивался и ЦАОР – Центральноамериканский общий рынок (Гондурас, Сальвадор, Гватемала, Коста-Рика, Никарагуа). Начало интеграции, как отмечают экономисты, было весьма интенсивным, но затем оборот взаимной торговли снизился23. Хотя и был заявлен таможенный союз и даже был введен нулевой или сниженный тариф. При этом в отсутствии явно выраженного лидерства различные государства-участники заключали параллельные двусторонние договоры с третьими государствами – США, Мексикой, что ослабило организацию. Органы организации изначально наделены широкими полномочиями – стоит вспомнить, что первый в мире интеграционный суд с доступом частных лиц был создан именно в этом регионе, он и стал преемником Центральноамериканского суда24. Его компетенция весьма широкая (иски об аннулировании, о неисполнении, преюдициальное толкование) – установлена ст. 22 Соглашения об учреждении Суда25.

4.3. КАРИКОМ

Еще одним проектом в этом регионе стал КАРИКОМ, созданный как Организация Восточнокарибских государств в 1968 году и переименованный в 1973 году в Карибское сообщество. КАРИКОМ достиг уровня таможенного союза. В его составе 14 государств, большинство из которых – бывшие английские колонии (кроме Гаити и Суринама), ввиду чего их объединяют лингвокультурные и исторические особенности. Однако многие из них зависят от рынков США, государств Европы. От тарифных преференций, предоставляемых этими странами. Высшим органом является Конференция глав государств и правительств. Особенность этого органа в том, что в его рамках функционирует также Бюро конференции, обеспечивающее единство и преемственность проводимой политики за счет специфического состава – т.н. «тройки», в которую помимо действующего Председателя Конференции входит бывший, а также Генеральный секретарь. Совет министров – орган стратегического планирования – функционирует фракционно, в 4 составах (по торговле, по иностранным делам, по людским ресурсам, по финансам). Вспомогательными органами являются Секретариат, комитет по правовым вопросам, Бюджетный комитет, Комитет управляющих центральными банками, проч. Принятие решений происходит квалифицированным большинством, до 1997 года все решения принимались единогласно. Однако наднациональность решений не сыграла на пользу развития интеграции в этом проекте – решения, принятые без учета интересов всех государств, зачастую не исполняются. С целью сближения и улучшения реализации решений были созданы национальные административные органы, отвечающие за взаимодействие государств и КАРИКОМ. По сути данная организация является таможенным союзом, изъятия касаются в основном сельского хозяйства.

4.4. Андское сообщество

Андское сообщество, также являющееся таможенным союзом, было создано в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Эквадора на основе Картахенского соглашения 1969 г. Соглашение содержало множество изъятий. Что вкупе со слабой изначально структурой не давало возможности развития интеграции. В эволюции Андского сообщества выделяют три основных этапа: с 1969 до 1980 годов, с 1982 по 1988 и с 1989 года26, когда была разработана новая модель интеграции, наподобие европейской, и ориентированная на прохождение этапов экономической интеграции по всем ее законам, начиная с формирования зоны свободной торговли. Несмотря на относительно успешное формирование и функционирование таможенного союза, в Андском сообществе до сих пор сохраняется множество изъятий из единого таможенного тарифа, одно из последних расширений изъятий – у Эквадора, в связи с затруднительной экономической ситуацией.

Что касается структуры организации, то в 1995 году было принято решение о преобразовании Андской группы в Андское сообщество и Протоколом Трухильо 1996 года были внесены существенные изменения в институциональное строение организации. На сегодняшний день функционируют три основных органа с широкими полномочиями, в т.ч. наднациональными (Президентский совет, Совет министров иностранных дел и Комиссия), а также такие важные составляющие стабильного финансового развития и единообразия правопорядка как Андская корпорация развития и Андский суд (он обладает достаточно широкой компетенцией и функционирует успешно: общее число рассмотренных дел с 1984 по 2017 год составило 4548 преюдициальных запросов, 129 исков о неисполнении государством-членом, 69 исков об аннулировании, 20 трудовых споров, 8 исков о бездействии (всего – 4774)27). Также в рамках сообщества действуют Андский парламент, Андский предпринимательский совет, Андский консультативный совет по трудовым вопросам. Латиноамериканский резервный фонд.

Это сообщество относительно успешно не только в вопросах свободы движения товаров (несмотря на то, что изъятия и здесь имеются), но и свободы передвижения лиц, инвестиций. Так, введен общий паспорт, безвизовый режим, либерализован рынок труда.

Правопорядок Андского сообщества образуют Картахенское соглашение, протоколы и дополнительные соглашения к нему; Договор об учреждении суда Андского сообщества и протоколы к нему; решения Андского совета министров внешних связей и Андской Комиссии; резолюции Генерального Секретариата Андского сообщества; конвенции, принимаемые государствами-участниками между собой и в рамках андской субрегиональной интеграции28.

4.5. МЕРКОСУР

Еще одним активным интеграционным объединением является МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса. Причины этому различные, в т.ч. и устойчивые связи двух лидеров – Аргентины и Бразилии, и их относительно высокий экономический потенциал. В 1988 году был подписан Договор об интеграции, сотрудничестве и развитии. Спустя 2 года – Договор о формировании общего рынка (Буэнос-Айресский договор). Асунсьонским договором 1991 года официально учреждена организация в составе четырех государств – Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая, позже присоединились Венесуэла и Боливия. На правах ассоциированных членов участвуют Чили, Перу, Колумбия, Эквадор, Гайана и Суринам29. На развитие структуры и права организации направлены дополнительные протоколы – Оуро Прето (1994 год) и Оливос (2002 год).

Единый таможенный тариф был введен уже в 1995 году, а пошлины были снижены до 0 % в 1999 году (Аргентина, Бразилия) и 2000 году (Уругвай, Парагвай), за исключением чувствительных товаров, капиталоемких товаров, сохранился и ряд ограничений нетарифного характера.

Меркосур отличается очень разветвленной структурой, а решения в основном носят консенсуальный характер. Высшим органом является Совет общего рынка (в его составе министры иностранных дел и министры экономик. Не реже раза в год встречи проходят на уровне глав государств). Совет обеспечивает проведение политики МЕРКОСУР и принятие необходимых мер для создания Общего рынка. Он вправе заключать и подписывать соглашения от имени МЕРКОСУР с третьими странами и международными организациями. Эти полномочия могут быть делегированы Группе Общего рынка в порядке, установленном подп. VII ст. 14 Протокола Оуро Прето.

Группа Общего рынка – исполнительный коллегиальный орган, в его составе по 4 представителя от каждого государства. Под его руководством работают множество рабочих групп по промышленности, сельскому хозяйству и проч. Помимо функций администрирования интеграции, наблюдения за выполнением Асунсьонского договора, протоколов и соглашений, подписанных в рамках этого договора, Группа принимает бюджет и ежегодный отчет, представленный Административным секретариатом Общего рынка, а также принимает решения по финансовым и бюджетным вопросам на основе выделенных Советом Общего рынка направлений. За Группой Общего рынка закреплено право выбора директора Административного секретариата МЕРКОСУР, надзора за деятельностью Административного секретариата, а также утверждения внутреннего регламента Комиссии по торговле и Социально-экономического консультативного комитета.

Комиссия по торговле состоит из четырех постоянных членов и четырех непостоянных членов от каждой страны-участницы. Ее заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Комиссии по торговле вправе рассматривать и принимать решения по общему таможенному тарифу, а также по общей торговой политике. Комиссия осуществляет надзор за выполнением соглашений по общей торговой политике стран МЕРКОСУР, а также международных договоров с третьими государствами. Также она рассматривает жалобы по вопросам торговли, полученные от государств-членов и частных лиц, подаваемые ее национальными отделениями по основаниям, предусмотренным в ст.ст. 1 и 39 Протокола Оливос 2002 года.

Парламент (Парласур) состоит из представителей, выдвигаемых национальными парламентами, собирается на заседания не реже 1 раза в месяц. Его деятельность регулируется специальным Протоколом 2005 года и сосредоточена на контроле интеграционных процессов, в том числе он может запрашивать у других органов информацию об интеграции (ответ на такой запрос должен быть не позже 180 дней). Кроме того, Парласур издает ежегодные отчеты в области прав человека в государствах-участниках МЕРКОСУР. В сфере правотворчества его роль рекомендательна, он разрабатывает стандарты, которые затем могут быть восприняты национальными парламентами.

Система разрешения споров сложная, включает и внесудебные механизмы, отдельные его элементы напоминают разрешение споров в рамках ВТО, особенно раньше, до изменений по Протоколу Оливос. Изначально, с 1991 года, система была трехступенчатой: прямые переговоры, включая предварительные консультации, рассмотрение с участием Группы Общего рынка и наконец разбирательство в Суде ad hoc. По Протоколу Оливос новый механизм разрешения споров обоснованно сравнивают с Европейской судебной системой30.

Идет развитие и основ общего рынка труда и единого социального пространства: действует 90-дневный безвизовый режим пребывания для граждан государств-членов, упрощены основания для въезда.

4.6. УНАСУР

Также в Латинской Америке много проектов, значимых для объединения всего континента. Наиболее важным из них представляется УНАСУР – Южноамериканское сообщество наций. Изначально речь шла об экономической конвергенции МЕРКОСУР и Андского сообщества наций и использовании уже существующих инструментов регионального сотрудничества, однако в дальнейшем было принято решение создать принципиально новый механизм интеграции, правовая инициатива которого состоялась в 2004 году, когда была подписана Декларация Куско. Институционализация нового интеграционного объединения, а также его формализация, как субъекты международного права, были закреплены с принятием учредительного договора УНАСУР – Союза южноамериканских наций, подписанного 23 мая 2008 г. Его участниками стали Аргентина, Бразилия, Боливия, Чили, Эквадор, Венесуэла, Колумбия, Перу, Парагвай, Уругвай, Гайана и Суринам. Данный Договор оформил международную правосубъектность УНАСУР, определил его организационную структуру и провозгласил цели создаваемого объединения, основополагающей из которых является создание культурного, социального, политического и экономического союза народов Южной Америки.

Специфика этого объединения с точки развития интеграции в том, что в сфере торгово-экономической интеграции упор делается на интеграцию «снизу», создание бизнес-связей на континенте по типу «осей развития», а на уровень сообщества выносятся такие вопросы как энергетика (развитие независимых источников, кооперационных связей), развитие инфраструктуры, финансовых инструментов.

Кроме того, на уровне сообщества проводятся политические консультации, есть и военно-политические инициативы (учрежден Южноамериканский совет обороны). В УНАСУР функционирует зона свободной торговли, однако для дальнейшего интеграционного развития существует ряд препятствий31.

5. Интеграция в Северной Америке

Первым интеграционным соглашением в Северной Америке стало Соглашение о Канадо-американской зоне свободной торговли – КУСФТА, которое вступило в силу с 1 января 1989 г. Его целью было свободное передвижение товаров и инвестиций. На его базе затем была сформирована НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли. НАФТА является зоной свободной торговли между тремя государствами Северной Америки – США, Канадой и Мексикой. Правовая основа данной ЗСТ – Североамериканское соглашение о свободной торговле 1992 года (далее – Соглашение НАФТА), которое вступило в силу 1 января 1994 года. Соглашение НАФТА касается не только торговли товарами, но также услуг, инвестиций, интеллектуальной собственности, трудовой миграции (только в определенных аспектах, частично). Среди задач стоит и совместная программа по борьбе с загрязнением окружающей среды.

В отношении НАФТА следует отметить такую особенность: ни на этапе создания НАФТА, ни в последующем государства-участники не преследовали создание неких наднациональных структур или особых источников права, которые регулировали бы североамериканскую ЗСТ. Правовое регулирование базируется на самом соглашении, достаточно детальном. Соглашение НАФТА тем не менее довольно часто отсылает к нормам права ВТО, регламентам ЮНСИТРАЛ, правилам ICSID и проч.

Кроме того, структура НАФТА весьма специфична. Ее органами являются Комиссия по свободной торговле, Координирующий секретариат, комитеты и рабочие группы. В Комиссию по свободной торговле входят представители государств-участников на уровне министров торговли. Данная Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения НАФТА, помогает разрешать споры, возникающие при его толковании. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА. Работе указанной Комиссии содействует Координирующий секретариат НАФТА (NCS). В секретариате работают канадская, американская и мексиканская национальные секции, т.е. фактически управление на исполнительном уровне децентрализовано. Основные связи работают как двусторонние: США – Мексика, США – Канада32.

______________________________

1 Перечень всех региональных торговых соглашений, зарегистрированных в ВТО, доступен по адресу: http://rtais.wto.org/UI/PublicAllRTAList.aspx.

2 Ермаленок, Е. А. Международные интеграционные объединения: синергетический эффект / Е. А. Ермаленок, Е. А. Семак // Беларусь и мировые экономические процессы. – Вып. 5. – 2009. – С. 155–165.

3 Четвериков, А. О. Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 3. – С. 131–142.

4 Информация по материалам и нормативным правовым актам, представленным на официальном сайте организации http://www.benelux.int/fr/.

5 Информация по материалам и нормативным правовым актам, представленным на официальном сайте организации http://www.efta.int/.

6 Costa v ENEL: Judgment of 15/7/1964 Case 6/64 [Electronic resource]. – Mode of access: http://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf;jsessionid=9ea7d2dc30d5c39992b83d834bcfaf7784d818757e9d.e34..... 399&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=246 745. – Date of access: 05.12.2013.

7 Van Gend an Loos: Judgment of 5/2/1963 Case 26/62 [Electronic resource]. – Mode of access: http://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf?text=&docid=87120&pageIndex=0&doclang=EN&mode=req&dir=&occ=..... – Date of access: 05.12.2013.

8 Европейский союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями [Электронный ресурс] / Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. // КонсультантПлюс. Россия.

9 Jean Reyners v Belgian State: Judgment of 21 June 1974 Case 2/74 [Electronic resource]. – Mode of access: http://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf?text=&docid=88739&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&-dir=&occ..... – Date of access: 05.12.2013.

10 Johannes Henricus Maria van Binsbergen v Bestuur van de Bedrijfsvereniging voor de Metaalnijverheid: Judgment of 3 December 1974. Case 33-74 [Electronic resource]. – Mode of access: http://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf?text=&docid=88726&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=..... – Date of access: 05.12.2013.

11 Simmenthal S.p.a.: Judgment of 9/3/1978 Case 106/77 [Electronic resource]. – Mode of access: http://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf?text=&docid=89693&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=..... – Date of access: 05.12.2013.

12 Andrea Francovich and Italian Republic and Danila Bonifaci and others and Italian Republic: Judgment of 19/11/1991 Joined Cases 6/90, 9/90 [Electronic resource]. – Mode of access: http://curia.europa.eu/juris/showPdf.jsf?text=&docid=97140&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=..... – Date of access: 05.12.2013.

13 Официальный сайт организации www.aseansec.org.

14 Происходит из ЮАР, но имеет распространение во всей Африке.

15 См. базу ВТО http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx.

16 Курбанов, Р. А. Региональная интеграция в Африке: Таможенный и экономический союз Центральной Африки // Юридические исследования. – 2015. – № 4. – С. 120–131. – DOI: 10.7256/2409-7136.2015.4.14843. – URL: http://e-notabene.ru/lr/article_14843.html.

17 Информация по данным официального сайта организации http://www.ecowas.int/и сайта Суда Сообщества http://www.courtecowas.org/.

18 Информация с официального сайта организации http://www.comesa.int/.

19 Информация с официального сайта Суда КОМЕСА http://comesacourt.org/.

20 Кузнецов, Д. А. Латиноамериканская интеграция и субрегионализация на современном этапе: политико-идеологическое измерение / Д. А. Кузнецов // Сравнительная политика. – 2015. – № 3. – С. 65–84.

21 По материалам сайта Министерства иностранных дел Бразилии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.itamaraty.gov.br/en/politica-externa/integracao-regional/5975-aladi-en. – Дата доступа: 03.08.2016.

22 Latin American Association (ALADI) [Electronic resource]. – Mode of access: http://training.itcilo.it/actrav_cdrom1/english/global/blokit/aladi_ma.htm. – Date of access: 03.08.2016.

23 Костюнина, Г. М. Интеграция в Латинской Америке / Г. М. Костюнина // Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н. Н. Ливенцева. – М. : Экономистъ, 2006. – 430 с.

24 Подробнее о судах латиноамериканских интеграционных образований см. Рафалюк, Е. Е. Международные суды и интеграция в Латинской Америке // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2011. – Сентябрь. – С. 62–65.

25 La Corte Centroamericana de Justitcia. Competenza [Electronic reosource]. – Mode of access: http://portal.ccj.org.ni/CCJ2/Default.aspx?tabid=66. – Date of access: 06.03.2016.

26 Аналитический доклад Андское сообщество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=662. – Дата доступа: 12.04.2016.

27 http://tribunalandino.org.ec/sitetjca1/index.php.

28 Рафалюк, Е. Е. Развитие коммунитарного права в решениях Суда Андского сообщества / Е. Е. Рафалюк // Вестник НГУ. – Серия «Право». – 2012. – Том 8. – Вып. 2. – С. 165–174.

29 http://www.mercosur.int/innovaportal/v/7823/2/innova.front/paises-del-mercosur.

30 Пряхин, А. А. Проблемы реформирования разрешения споров в рамках ВТО и МЕРКОСУР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/12_2009/12.pdf. – Дата доступа: 06.05.2016.

31 См. Рыхтик, М. И. Меркосур в системе союза южноамериканских наций (УНАСУР): особенности, проблемы и перспективы / М. И. Рыхтик, В. Н. Подгусков // Вестник Нижегородского университета. – 2010. – № 5. – С. 310–316.

32 Официальный сайт Секретариата НАФТА, состоящего из национальных секций (английская секция): https://www.nafta-sec-alena.org/Home/Welcome.

Михалева Т.Н.,
советник судьи Суда Евразийского экономического
союза, ведущий научный сотрудник Национального
центра законодательства и правовых исследований
Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!