27 декабря 2023 г. принят Закон Республики
Беларусь № 327-З «Об
изменении законов по вопросам налогообложения», которым внесены корректировки в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам разъяснило основные
изменения, касающиеся юридических лиц.
|
|
|
С
1 января 2024 г. подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового
кодекса установлен запрет на применение инвестиционного вычета по
основным средствам, приобретаемым по договорам возвратного лизинга.
Определение
возвратного лизинга содержится в абзаце четвертом части первой пункта 4 Правил
осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением Правления
Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 526, согласно
которому под возвратным лизингом понимается финансовый или оперативный лизинг,
при котором лизингополучатель в рамках одного договора лизинга является
одновременно продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Таким образом, специфика
данного вида лизинга заключается в том, что лицо, которое является продавцом
имущества, является одновременно в рамках одной сделки и лизингополучателем.
Расширен
перечень объектов, по которым можно применить инвестиционный вычет.
Так,
организациям предоставляется право применять инвестиционный вычет по легковым
автомобилям, используемым для краткосрочной аренды (каршеринга), и исключается
необходимость восстанавливать инвестиционный вычет при использовании легковых
автомобилей для оказания таких услуг. Соответствующие корректировки вносятся в
подпункт 3.28 пункта 3 статьи 174 Налогового
кодекса.
|
|
С
1 января 2024 г. внесены корректировки в подпункт 3.8 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса, которыми установлено, что в
состав внереализационных доходов не подлежат включению суммы, поступившие в
погашение дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности,
сроков давности для предъявления исполнительных документов к исполнению, а
также суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, невозможной
(нереальной) для взыскания, при условии, что расходы на списание такой
дебиторской задолженности не включались в состав внереализационных расходов в
связи с ограничениями, установленными подпунктами 3.22 и 3.23 пункта 3 статьи
175 Налогового
кодекса.
Кроме
этого, подпунктом 3.13 пункта 3 статьи 174 Налогового
кодекса организациям предоставлено право не включать в состав
внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам
инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных
прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе нематериальных
активов в 2024–2026 гг., в отношении которых осуществлена независимая оценка
организациями, осуществляющими оценочную деятельность, которым предоставлено
право осуществлять независимую оценку стоимости государственного имущества для
совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий.
При
этом необходимо отметить, что организации, которые воспользовались правом не
включать в состав внереализационных доходов стоимость вышеуказанных объектов,
не вправе учитывать при налогообложении прибыли амортизационные отчисления по
таким объектам (подп. 1.9 п. 1 ст. 173 Налогового
кодекса).
С 1 января 2024 г. внесены изменения в подпункт 3.30 пункта 3
статьи 174 и подпункт 3.36 пункта 3 статьи 175 Налогового
кодекса, которыми предусмотрено, что доходы (расходы) вверителя по
договору доверительного управления денежными средствами и (или) договору
доверительного управления ценными бумагами определяются как сумма прибыли
(убытка) по такому договору, рассчитанная доверительным управляющим на основе
данных бухгалтерского учета операций доверительного управления, и учитываются в
составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) в том отчетном
периоде, на который приходится дата окончания договора.
С 1 января 2024 г. расширен перечень внереализационных расходов.
Так, в состав внереализационных расходов подпунктом 3.513 пункта 3
статьи 175 Налогового
кодекса предоставлено право включать расходы юридических лиц, связанные с
оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При этом термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель»
используется в значении, определенном Указом Президента Республики Беларусь от
17 июля 2014 г. № 347 «О
государственной аграрной политике».
Необходимо отметить, что перечень расходов юридических лиц,
связанных с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным
товаропроизводителям, которые организации вправе включить в состав
внереализационных расходов на основании подпункта 3.513 пункта 3
статьи 175 Налогового
кодекса, расширен по сравнению с нормами вышеназванного Указа.
В частности, организациям-спонсорам предоставлено право включать в
состав внереализационных расходов денежные средства, направленные:
- на доставку имущества, непосредственно связанного с производством
сельскохозяйственной продукции;
- на приобретение материалов, включая горюче-смазочные материалы;
- на оплату работ, связанных с выполнением текущего ремонта
капитальных строений сельскохозяйственного назначения, ремонта и технического
обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования (включая стоимость
материалов и комплектующих).
|
|
В
2024 г. в соответствии с пунктом 4 статьи 181 Налогового
кодекса и пунктом 6 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 31
декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения»
валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и
посреднической деятельности) организаций, использующих труд инвалидов,
льготируется при выполнении следующих условий:
- численность
инвалидов в организациях в среднем за период составляет не менее 30 %
численности работников в среднем за этот же период. При этом численность
работников (инвалидов) организации в среднем за период определяется согласно
части второй подпункта 1.16 пункта 1 статьи 118 Налогового
кодекса;
- сумма
начисленных инвалидам выплат за предшествующий отчетный период составляет не
менее 20 % в общей сумме начисленных организациями выплат за этот же период.
При этом под начисленными выплатами понимается
начисленная сумма выплат, являющихся объектом для начисления обязательных
страховых взносов и определенных абзацем вторым части первой пункта 1 статьи 4
Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда
социальной защиты населения Республики Беларусь».
Расчет
начисленных выплат производится по каждой организации без учета филиалов, по
каждому филиалу.
Также
пунктом 4 статьи 181 Налогового
кодекса предусмотрено, что в I
квартале 2024 г. используется показатель начисленных выплат за IV квартал 2023 г.
Пунктом
5 статьи 181 Налогового
кодекса предусмотрена льгота в отношении валовой прибыли ассоциации
общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов»,
творческих союзов Республики Беларусь и их фондов по перечню таких организаций,
определяемому Президентом Республики Беларусь, которая перенесена из Указа
Президента Республики Беларусь от 9 июля 2021 г. № 374 «О налогообложении».
В
пункте 12 статьи 181 Налогового
кодекса предусмотрены ограничения для применения льготы по налогу на
прибыль в отношении облигаций:
- эмитируемых
банками, в установленном порядке осуществляющими привлечение во вклады
(депозиты) средств физических лиц в белорусских рублях, обеспеченные
обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по
предоставленным ими кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение
жилья под залог недвижимости;
- эмитируемые
с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. и с 1 июля 2015 г. юридическими лицами,
признаваемыми в соответствии со статьей 15 Налогового
кодекса налоговыми резидентами Республики Беларусь.
Освобождение
от налогообложения валовой прибыли от операций с облигациями, указанными выше,
подлежит применению, если в соответствии с условиями эмиссии таких облигаций:
- срок
их обращения составляет более одного года;
- в
течение года с даты начала их размещения эмитентом не могут осуществляться их
досрочное погашение и выкуп.
Введенное
с 2024 г. ограничение по применению льготы по операциям с облигациями не
распространяется на выпуски облигаций, эмитированных до 1 января 2024 г.
С
1 января 2024 г. отменена льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли,
полученной от реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей
раннего и дошкольного возраста.
|
|
С
1 января 2024 г. предусмотрена ставка налога на прибыль в размере 25 % для:
- белорусской
организации без учета филиалов;
- для
каждого филиала белорусской организации;
- для
каждого постоянного представительства иностранной организации, – у которых по
итогам отчетного периода нарастающим итогом с начала налогового периода
налоговая база налога на прибыль превышает 25 000 000 бел. руб.
Под
повышенное налогообложение будут подпадать операции, которые облагаются налогом
на прибыль по ставке 20 %. Следовательно, реализация указанной нормы не
затронет операции, при налогообложении которых применяются пониженные
(повышенные) ставки налога на прибыль.
При
превышении налоговой базы по налогу на прибыль 25 000 000 бел. руб. ставка
налога на прибыль в размере 25 % будет применяться ко всей налогооблагаемой
прибыли, сформированной с начала календарного года и облагаемой налогом на
прибыль по общеустановленной ставке.
С
2024 г. также предусмотрено, что прибыль, полученная:
- от
реализации товаров собственного производства, включенных в перечень
высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики
Беларусь, облагается налогом на прибыль по ставке в размере 10 %. В 2023 г. такие
операции облагались по ставке 5 %;
- от
реализации произведенных плательщиком продуктов питания для детей раннего
возраста, облагается налогом на прибыль по ставке в размере 5 %. В 2023 г. по
таким операциям применялось освобождение от налогообложения.
В
пункте 3 статьи 187 Налогового
кодекса закреплен порядок пересчета уплаченной (удержанной) суммы
налога на прибыль (дохода) в белорусские рубли по официальному курсу, установленному
Национальным банком Республики Беларусь на дату исчисления (удержания) налога
налоговым агентом при осуществлении зачета на основании справки (иного
документа), в которой указана дата исчисления (удержания) налога налоговым
агентом и нет даты уплаты налога.
|
|
|
|
С
1 января 2024 г.:
- учреждения,
входящие в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, которые
осуществляют деятельность в сфере образования, здравоохранения, полиграфии,
транспортную деятельность и техническое обслуживание транспортных средств
(автохозяйства), а также оказывают гостиничные услуги и услуги по
проектированию, не будут отражать обороты в налоговой декларации (расчете) по
НДС (далее – декларация по НДС);
- учреждения
уголовно-исправительной системы и лечебно-трудовые профилактории будут отражать
в декларации по НДС обороты, освобождаемые от НДС, как и прежде (подп. 2.26 п.
2 ст. 115 Налогового
кодекса).
По нетрадиционным медицинским услугам
освобождение от НДС будет применяться только по тем из них, которые оказываются
по медицинским показаниям для достижения определенного терапевтического эффекта
(подп. 1.2 п. 1 ст. 118 Налогового кодекса).
Также
включены нормы, уточняющие порядок освобождения от НДС оборотов по реализации
продукции при организации питания, в том числе педагогических и иных работников
учреждений образования (подп. 1.5 п. 1 ст. 118 Налогового
кодекса).
Для
применения с 1 января 2024 г. освобождения от НДС при реализации товаров
(работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (подп. 1.16 п. 1 ст. 118 Налогового
кодекса), нужно учитывать помимо доли численности инвалидов в
размере 30 % в общей численности работников еще и новый критерий – долю оплаты
труда инвалидов в общем фонде оплаты труда, а именно сумма начисленных
инвалидам выплат за истекший квартал должна составлять не менее 20 % в общей
сумме начисленных выплат за этот же квартал (далее – критерий). Соответствующие
показатели для расчета критерия за квартал определяются ненарастающим итогом. Новый критерий определяется по каждой
организации без учета филиалов,
а также по каждому филиалу.
СПРАВОЧНО На 2024
г. согласно приложению 2 к постановлению Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь от 28 ноября 2023 г. № 45 установлена форма ведомственной
отчетности «Отчет о средствах бюджета
государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики
Беларусь» (далее – отчет по форме 4-фонд), где указываются необходимые
показатели об общих начисленных суммах выплат:
«инвалидам I и II группы»,
«инвалидам III
группы» (стр. 07 и стр. 08 табл. 2 разд. II «Сведения о выплатах» отчета по форме
4-фонд) и «Общая начисленная сумма выплат
в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по
гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые
взносы, в том числе» (стр. 06 табл. 2 разд. II «Сведения о выплатах» отчета по форме
4-фонд).
|
При
этом применение освобождения от НДС в январе–марте 2024 г. зависит от
соблюдения критерия за IV квартал 2023 г.
Поскольку форма ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда
социальной защиты населения Республики Беларусь» на 2023 г. не
предусматривала отражение в ней показателя о сумме начисленных выплат инвалидам
III группы, то показатели для расчета критерия за IV
квартал 2023 г. плательщики определяют самостоятельно исходя из информации,
имеющейся в учете организации.
В
качестве подтверждения освобождения от НДС лизингодателями операций по передаче
предмета лизинга физическим лицам – лизингополучателям по договорам финансовой
аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, допускаются установление
и фиксирование требуемых сведений о гражданстве и постоянном месте жительства
физического лица на основании сведений из межбанковской системы идентификации
(МСИ), которые использовались при заключении договора финансовой аренды
(лизинга) в электронном виде (подп. 1.49 п. 1 ст. 118 Налогового
кодекса).
В
статью 118 Налогового
кодекса перенесены льготы, установленные пунктом 11 Указа
Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах
обложения налогом на добавленную стоимость», а именно освобождение от НДС:
- работ
по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных
пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств, по перечню, определяемому
Советом Министров Республики Беларусь;
- услуг
по приему и контролю за исполнением заявок граждан, а также их претензий на
качество жилищно-коммунальных услуг;
- услуг
по осуществлению функций государственного заказчика в сфере
жилищно-коммунального хозяйства;
- услуг
по осуществлению функций учета, расчета, начисления и взыскания задолженности
по:
- плате
за жилищно-коммунальные услуги;
- плате
за пользование жилым помещением;
- возмещению
расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или)
предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на
освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных
жилых домах (подп. 1.57–1.60 п. 1 ст. 118 Налогового
кодекса).
Статья
118 Налогового
кодекса дополнена пунктом 11, положениями которого
закреплен порядок налогообложения иностранной безвозмездной помощи в случае
нарушения плательщиками порядка и условий ее регистрации и использования.
|
|
Подпунктом
4.5 пункта 4 статьи 120 Налогового
кодекса закреплен применяемый на практике порядок налогообложения
НДС сумм разницы, возникающей между номинальной стоимостью подарочного
сертификата и суммарной стоимостью товаров, приобретенных держателем
подарочного сертификата, в случае, когда подарочный сертификат в течение срока
его действия отоварен частично.
Дополнен
перечень исключений, когда не применяются
особенности определения налоговой базы согласно пункту 42 статьи 120 Налогового кодекса при реализации медицинских
изделий, товаров, приобретенных у физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, товаров, полученных их поставщиками из государственного и (или)
мобилизационного материальных резервов.
Также
урегулированы вопросы, возникающие на практике при применении особенностей
определения налоговой базы при реализации транспортных средств.
Так:
- уточнено,
если оценочная стоимость выше остаточной стоимости, то плательщиком
сравнивается цена реализации только с остаточной стоимостью;
- установлены
метод, по которому оценщиком определяется оценочная стоимость (сравнительный
метод), и период ее действия (как правило, шестимесячный период действия
указывается в самом документе, выдаваемом оценщиком) (подп. 42.2 и подп. 42.3
п. 42 ст. 120 Налогового
кодекса).
|
|
Корректировка
пункта 6 статьи 121 Налогового
кодекса и дополнение ее пунктами 61–63
обусловлены отменой с 1 января 2024 г. постановления Министерства финансов
Республики Беларусь от 8 августа 2018 г. № 55 «О дате совершения отдельных
хозяйственных операций» и вступлением в силу постановления Министерства
финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 79 «Об отчетном периоде
отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».
Пунктом
6 статьи 128 Налогового
кодекса определено, что при изменении момента фактической реализации
новый порядок исчисления НДС применяется в отношении отгруженных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка
исчисления НДС.
Следовательно,
по работам, услугам, результат которых не может быть использован до завершения
выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), предъявленным к возмещению по
договорам аренды, момент фактической реализации по которым согласно Налоговому
кодексу в редакции, действующей в 2024 г., приходится на 2023 г., применяются
положения пункта 6 статьи 121 Налогового
кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2024 г. Соответственно по работам (услугам), выполненным
(оказанным) в 2023 г., по которым оформление первичного учетного документа
завершено в 2024 г., предъявленным к возмещению за декабрь 2023 г. в январе
2024 г., моментом фактической реализации будет признаваться 2024 г.
|
|
Пункт
6 статьи 122 Налогового
кодекса дополнен нормой, позволяющей применить освобождение от НДС
при отсутствии подтверждения факта экспорта товаров в порядке, установленном
иными актами законодательства.
Дополнен
перечень экспортируемых транспортных услуг, облагаемых НДС по ставке в размере
0 %, услугами по каботажной автомобильной перевозке грузов, осуществляемой в
соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и
Правительством Российской Федерации о международных автомобильных перевозках,
подписанным в г. Москве 18 августа 2023 г. (п. 2 ст. 126 Налогового кодекса).
Для
целей применения нулевой ставки НДС по ремонту воздушных судов, осуществляемому
по заказам иностранных организаций в условиях санкций через спецэкспортера,
пункт 3 статьи 126 Налогового
кодекса дополнен основанием для применения ставки НДС в размере 0 %
при реализации работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию,
техническому обслуживанию воздушных судов, их компонентов (включая поверку и
дефектацию), заказчиками которых выступают иностранные организации согласно
договорам, заключенным ими с белорусскими организациями, осуществляющими
организацию выполнения таких работ (оказания таких услуг).
|
|
Организациям,
реализующим инвестиционные проекты с оказанием государственной поддержки,
предоставляется право на осуществление вычетов сумм НДС при получении бюджетных
трансфертов на возмещение части капитальных затрат по инвестиционным проектам
(подп. 24.4 п. 24 ст. 133 Налогового
кодекса).
|
|
При электронной дистанционной продаже товаров местом
их реализации не признается территория Республики Беларусь, если документы
(информация), указанные в части второй подпункта 1.3 пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса, подтверждают доставку товаров
покупателям по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь (ч. 3 п.
2 ст. 116 Налогового кодекса). На основании абзаца четвертого части второй
подпункта 1.3 пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса норма в отношении
документов, подтверждающих место реализации при электронной дистанционной
продаже согласно Налоговому кодексу в редакции, действующей с 1 января 2024 г.,
распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2023 г., в
соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об
изменении законов по вопросам налогообложения».
Также
с 1 января 2024 г. устанавливается вычет в полном объеме при электронной
дистанционной продаже товаров по адресам, расположенным за пределами Республики
Беларусь (подп. 27.9 п. 27 ст. 133 Налогового
кодекса).
|
|
С
1 января 2024 г. при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками НДС.
При этом сохраняется обязанность исчислять и
уплачивать НДС, а также представлять декларации по НДС в случае:
- излишнего
предъявления сумм НДС продавцом в электронных счетах-фактурах и первичных
учетных документах (п. 7 ст. 129 Налогового
кодекса);
- определения
момента фактической реализации в 2023 г. по принципу оплаты (п. 1 ст. 140 Налогового кодекса в ред., действовавшей в 2023 г.);
- поступления
после 31 декабря 2023 г. сумм, увеличивающих налоговую базу НДС за период, в
котором индивидуальный предприниматель являлся плательщиком НДС при реализации
товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- возникновения
с 1 января 2024 г. сумм разниц, уменьшающих (увеличивающих) налоговую базу по
товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным,
оказанным), переданным до 1 января 2024 г.
Индивидуальные предприниматели признаются
плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на
территории Республики Беларусь иностранными организациями, иностранными
индивидуальными предпринимателями (ст. 114 Налогового
кодекса), при ввозе товаров на территорию Республики
Беларусь и (или) возникновении иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый
кодекс и (или) таможенное законодательство, международные договоры Республики
Беларусь, составляющие право Евразийского экономического союза, связывают
возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 115 Налогового кодекса).
У
индивидуальных предпринимателей не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при
приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь
товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и
нематериальные активы, и признаваемые налоговыми вычетами до 1 января 2024 г.,
но не принятые к вычету до 1 января 2024 г. Указанные суммы НДС в 2024 г.
относятся на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ,
услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы,
или включаются в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с
физических лиц.
В
отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных)
до 1 января 2024 г., но суммы НДС по которым признаются налоговыми вычетами с 1
января 2024 г., индивидуальные предприниматели, которые с 1 января 2024 г. не
признаются плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав, применяют нормы законодательства, действовавшего до 1
января 2024 г.
При
внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей с 1 января 2024 г. сведений о начале процедуры прекращения
деятельности индивидуального предпринимателя или об открытии ликвидационного
производства индивидуального предпринимателя, признанного в соответствии с
законодательством банкротом, вычет сумм НДС в полном объеме не производится.
|
|
|
1. Расширен перечень
объектов налогообложения налогом на недвижимость: из пункта 2 статьи 227 Налогового кодекса исключен подпункт 2.3, на
основании которого не признавались объектом налогообложения налогом на
недвижимость у плательщиков-организаций капитальные строения (их части),
классифицируемые для целей определения нормативных сроков службы основных
средств как сооружения и передаточные устройства и не учитываемые в
соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов
основных средств и доходных вложений в материальные активы. С 2024 г. такие
сооружения и передаточные устройства признаются объектами налогообложения
налогом на недвижимость.
2. Внесены
корректировки в отношении льгот и ставок по налогу на недвижимость.
Так, терминология
подпункта 1.21 пункта 1 статьи 228 Налогового
кодекса приведена в соответствие с терминологией Закона Республики
Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об
урегулировании неплатежеспособности», а также изменен период, с
которого применяется данная льгота: с квартала, в котором начата процедура
ликвидационного производства организации в соответствии с законодательством об
урегулировании неплатежеспособности. Ранее такое освобождение предоставлялось с
квартала, следующего за кварталом, в котором открыто ликвидационное
производство.
Изменен порядок
применения льготы согласно подпункту 1.9 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса. С 2024 г. освобождаются от
налога на недвижимость капитальные строения (их части), которым в установленном
порядке придан статус историко-культурных ценностей, включенные в
Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по
перечню таких ценностей, который будет определен Министерством культуры
Республики Беларусь. Ранее льгота применялась в отношении капитальных строений
(их частей), признаваемых в установленном порядке материальными
историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список
историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей,
утвержденному Советом Министров Республики Беларусь.
Из пункта 1 статьи 228
Налогового
кодекса исключен подпункт 1.7, в связи с этим с 2024 г. льгота по
налогу на недвижимость в отношении капитальных строений, законсервированных в
порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, не применяется.
При этом для таких объектов налогообложения с указанного периода установлена
ставка налога на недвижимость в размере 0,1 % (подп. 1.1 п. 1 ст. 230 Налогового кодекса).
Введена новая льгота:
освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (их части)
государственных организаций, основным видом деятельности которых является
вспомогательная деятельность воздушного транспорта (подп. 7.3 п. 7 ст. 4 Закона
Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об
изменении законов по вопросам налогообложения»).
Перечень плательщиков,
на которых не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении
ставок налога на недвижимость, дополнен еще одной категорией организаций –
организациями потребительской кооперации (п. 3 ст. 230 Налогового кодекса).
3. Внесены изменения в
порядок определения налоговой базы налога на недвижимость по объектам
налогообложения, взятым организациями в аренду (пользование) у физических лиц,
у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории
Республики Беларусь через постоянное представительство.
С 2024 г. из пункта 2
статьи 229 Налогового
кодекса исключен подпункт 2.1, в связи с этим организациями при
определении налоговой базы налога на недвижимость по вышеуказанным объектам
налогообложения не будет использоваться оценка капитальных строений (их частей)
по оценочной стоимости. С указанного периода для сравнения стоимости
капитальных строений (их частей), указанной в договорах аренды (пользования),
применяются:
- оценка рыночной стоимости
капитальных строений (их частей), указанная в заключении о независимой оценке
рыночной стоимости капитального строения, определенной в ценах на 1 января
года, за который исчисляется налог на недвижимость, составленном юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную
деятельность;
- расчетная стоимость
одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания,
сооружения). Для определения стоимости капитальных строений (их частей) на 1
января 2024 г. исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра)
типового капитального строения (здания, сооружения) Налоговый
кодекс дополнен приложением 321. При этом в отличие от 2023 г., для
иных зданий, сооружений, помещений установлены разные расчетные стоимости в
зависимости от площади такого объекта, принадлежащего физическому лицу или
иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь
через постоянное представительство (до 200 кв. м, от 200 до 400 кв. м, свыше
400 кв. м).
|
|
|
Законом
Республики Беларусь от 27 декабря
2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения»
(далее – Закон) предусмотрено определение
налоговой базы земельного налога – кадастровой стоимости в белорусских
рублях с ее индексацией (п. 1 ст. 4
Закона).
Так,
налоговая база земельного налога на 1 января 2024 г. для исчисления и уплаты
земельного налога за 2024 г. определяется по видам функционального
использования земельных участков в следующем порядке:
- для
производственной зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
- для
общественно-деловой зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме,
проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен
на 2023 и 2024 гг.;
- для
жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и
рекреационной зон – в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме,
проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен
за 2022 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2023 и 2024 гг.;
- для
жилой многоквартирной зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в
сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста
потребительских цен за 2020, 2021 и 2022 гг. и прогнозных индексов роста
потребительских цен на 2023 и 2024 гг.
Кроме
того, согласно Закону в 2024 г. проиндексированы пороговые значения кадастровой
стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 7,5 %) по сравнению с пороговыми
значениями, установленными статьей 240 Налогового
кодекса на 2023 г., используемые для определения земельных участков,
по которым в качестве налоговой базы земельного налога используется площадь.
Так,
в 2024 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы
земельного налога для земельных участков:
- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных
заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких
земельных участков менее 11 844 бел. руб. за гектар;
- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных
рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков
менее 7 895 бел. руб. за гектар;
- общественно-деловой
зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 Налогового
кодекса, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 065 бел.
руб. за гектар;
- производственной
зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 531 бел. руб.
за гектар;
- рекреационной
зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 23 684 бел. руб.
за гектар;
- жилой
многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее
63 164 бел. руб. за гектар;
- жилой
усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 31 584
бел. руб. за гектар.
С
2024 г. изменен порядок определения налоговой базы для земельных участков промышленности,
транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенных за
пределами населенных пунктов, предоставленных организациям из земель лесного
фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы,
нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое), а
именно: в качестве налоговой базы в отношении таких земельных участков
устанавливается площадь земельного участка
(подп. 6.8 п. 6 ст. 240 Налогового кодекса). Ранее налоговая база по указанным выше земельным участкам
определялась в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда,
установленной Советом Министров Республики Беларусь.
|
|
С
2024 г. устанавливается новая фиксированная ставка земельного налога в размере
475 бел. руб. за гектар для земельных участков промышленности, транспорта,
связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенных за пределами
населенных пунктов, предоставленных организациям из земель лесного фонда для
строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы,
воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое) (подп. 6.4 п. 6 ст. 241 Налогового кодекса).
Перечень
плательщиков, на которых не распространяются решения местных Советов депутатов
об увеличении ставок земельного налога, дополнен еще одной категорией
организаций – организациями потребительской кооперации (п. 11 ст. 241 Налогового
кодекса).
Проиндексированы
на прогнозный уровень инфляции (на 7,5 %) ставки земельного налога на земельные
участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется
площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков,
указанных в пунктах 2–5 статьи 241 Налогового
кодекса, а именно:
- для
общественно-деловой, производственной и рекреационной зон, за исключением
земельных участков, указанных в подпункте 6.4 пункта 6 статьи 241 Налогового кодекса, – размере 236,84 бел. руб. за
гектар;
- для
жилой многоквартирной зоны – в размере 15,81 бел. руб. за гектар;
- для
жилой усадебной зоны – в размере 31,58 бел. руб. за гектар.
Ставки
земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного
назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь
(прил. 3 и 4 к Налоговому
кодексу соответственно) также проиндексированы.
Кроме
того, для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения
сокращено количество ставок (прил. 3 к Налоговому кодексу).
Термины и их
определения, порядок применения ставки земельного налога, увеличенной на
коэффициент 3
С 1 января 2024 г. изменен термин «земельные участки, на которых отсутствуют
капитальные строения», в связи с этим земельными
участками, на которых отсутствуют капитальные строения, признаются в том числе земельные участки с целевым
назначением для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) или для
строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на
которых в течение шести лет с даты государственной регистрации возникновения
права собственности на земельный участок победителя аукциона или единственного
участника несостоявшегося аукциона по продаже земельного участка:
- не
произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых
капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация
изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в связи с вводом в
эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, за
исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью
строительства или пусковым комплексом (в
случае, если они подлежат государственной регистрации);
- не
принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных
устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств
с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за
исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью
строительства или пусковым комплексом (в
случае, если их государственная регистрация не требуется) (абз. 8–10 п. 3 ст.
238 Налогового
кодекса).
При строительстве новых объектов строительства на земельных
участках организаций с целевым назначением для строительства капитальных
строений (зданий, сооружений) или для строительства и обслуживания капитальных
строений (зданий, сооружений) после осуществления государственной регистрации
всех ранее построенных на таких участках капитальных строений (зданий,
сооружений), подлежащих государственной регистрации (после приемки в
эксплуатацию всех капитальных строений (зданий, сооружений), не подлежащих государственной
регистрации), ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3,
применяются с квартала, следующего за кварталом, в котором истекают три года с
даты уведомления о производстве строительно-монтажных работ, направленного в
специализированную инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством
Государственного комитета по стандартизации или в инспекцию Департамента
контроля и надзора за строительством Государственного комитета по
стандартизации по областям и г. Минску в соответствии с территориальным
размещением объектов (ч. 2 п. 61
ст. 243 Налогового
кодекса).
|
|
Для
приведения использованных в главе 20 «Земельный налог» Налогового кодекса терминов в соответствие с Кодексом Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс
о земле) исключены понятия земельных участков:
- предоставленных
во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с
законодательством;
- находящихся
в государственной собственности, предоставленных в аренду и своевременно не
возвращенных в соответствии с законодательством (абз. 5 и 6 п. 1 ст. 238 Налогового
кодекса).
Справочно В соответствии с пунктом 1
статьи 87 Кодекса
о земле самовольным занятием земельного
участка (части земельного участка) является использование земельного участка
(части земельного участка) без документа, удостоверяющего право на него.
|
|
|
Изменен
порядок применения льготы согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса. С 2024 г. освобождаются от
земельного налога земельные участки (части земельных участков), занятые
материальными историко-культурными ценностями, которым в установленном порядке
придан статус историко-культурных ценностей, включенные в Государственный
список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких
ценностей, который будет определен Министерством культуры Республики Беларусь.
Ранее перечень таких историко-культурных ценностей для применения льготы
определялся Советом Министров Республики Беларусь.
Терминология
подпункта 1.33 пункта 1 статьи 239 Налогового
кодекса приведена в соответствие с терминологией Закона Республики
Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об
урегулировании неплатежеспособности», а также изменен период, с
которого применяется данная льгота, а именно: с квартала, в котором начата
процедура ликвидационного производства организации в соответствии с
законодательством об урегулировании неплатежеспособности. Ранее такое
освобождение предоставлялось с квартала, следующего за кварталом, в котором
открыто ликвидационное производство. При этом с 2024 г. обеспечена возможность
применения вышеуказанной льготы в отношении земельных участков, являющихся
земельными участками, на которых отсутствуют капитальные строения (подп. 2.3 п. 2 ст. 239 Налогового кодекса).
С
1 января 2024 г. и до 1 января 2027 г. приостановлено действие льготы,
установленной подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 239 Налогового
кодекса, а именно:
- земельные
участки (части земельных участков), занятые объектами основных средств,
участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче
электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии;
- земельные
участки (части земельных участков), занятые водохранилищами и
берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии
гидроэлектростанциями;
- земельные
участки (части земельных участков), предоставляемые для строительства,
реконструкции таких объектов основных средств (подп. 7.1 п. 7 ст. 4 Закона).
При
этом при исчислении земельного налога по таким земельным участкам с указанного
периода применяется понижающий коэффициент 0,1 (подп. 7.2 п. 7 ст. 4 Закона).
Введена
новая льгота: освобождаются от земельного налога земельные участки
государственных организаций, основным видом деятельности которых является
вспомогательная деятельность воздушного транспорта (подп. 7.3 п. 7 ст. 4 Закона).
|
Администрирование земельного налога
|
В
течение 2024 г. сохраняется обязанность уплаты плательщиками-организациями
авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22
мая, 22 августа и 22 ноября. При этом авансовые платежи по общему правилу
уплачиваются в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за
2023 г., проиндексированной с применением прогнозных индексов роста
потребительских цен на 2024 г. (п. 2 ст. 4 Закона).
Дополнен
перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации в
соответствии с пунктом 3 статьи 244 Налогового
кодекса обязаны представлять в налоговый орган, а именно:
- о
земельных участках промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и
иного назначения, расположенных за пределами населенных пунктов, предоставленных организациям из земель
лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы,
нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое)
(подп. 3.6 п. 3 ст. 244 Налогового
кодекса).
Также
дополнен перечень уведомлений о земельных участках, которые
плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:
- о
земельных участках с целевым назначением для строительства капитальных строений
(зданий, сооружений) или для строительства и обслуживания капитальных строений
(зданий, сооружений), на которых осуществляется строительство новых объектов
строительства после государственной регистрации всех ранее построенных на таких
участках капитальных строений (зданий, сооружений), подлежащих государственной
регистрации (после приемки в эксплуатацию всех капитальных строений (зданий,
сооружений), не подлежащих государственной регистрации) (подп. 4.5 п. 4 ст. 244 Налогового
кодекса).
Кроме
того, пункт 2 статьи 244 Налогового
кодекса дополнен частью, в соответствии с которой при ликвидации
организации не представляется налоговая декларация (расчет) по земельному
налогу в течение пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган
заявления о ликвидации.
|
|